Юный Натуралист 1986-02, страница 25

Юный Натуралист 1986-02, страница 25

25

Загрязнения на суше определяют не только по отдельным видам, но и по целым сообществам. Разрабатывается аэрокосмический мониторинг природоохранных экосистем. Со спутников можно следить за состоянием растительности, почв и сменой живых сообществ под воздействием человека. Только в этом случае живым прибором служит уже не отдельное растение или даже их группа, а отражающая свет экосистема в целом, например тундра, лес, пастбище.

Очень сложны по составу видов наземные биоценозы. Здесь в каждом регионе приходится выделять свои виды-индикаторы и биоценозы, характерные для охранных зон. Все это создает трудности при создании единой системы организмов-индикаторов для каждой зоны загрязнения наземных систем.

Несколько по-иному обстоит дело с пресноводными биоценозами. Почти во всех таких водоемах встречаются виды, способные жить при определенном загрязнении. Это позволило создать шкалу сапробности, то есть степени загрязненности отдельных водоемов, в которых способны жить определенные организмы. Все загрязнение вод по шкале сапробности подразделяется на 4 зоны.

Даже в самой грязной, отвратительно пахнущей воде есть жизнь.

Если вода чуть чище, но в ней есть еще аммиак, она пахнет сероводородом, то здесь уже имеется и кислород.

За счет работы бактерий и всего населения водоема органическое вещество в воде еще больше минерализуется и вода переходит в следующую зону загрязненности.

Эта зона наиболее знакома человеку, ведь различного рода пруды, водохрани

лища, используемые не для питьевых целей, имеют такую загрязненность. В этой воде незначительное количество сероводорода, зато вода насыщена кислородом. Видовое разнообразие организмов-индикаторов в этой зоне выше, чем в других зонах. Из водорослей чаще всего встречаются диатомовые и зеленые. Например, известная всем хлорелла или нитчатые водоросли, образующие тину. В этих водах уже встречаются цветковые растения, а также ракообразные и рыбы.

Последняя зона — зона самой чистой воды. Бактерий здесь мало, видов животных и растений много, но число особей каждого вида невелико.

Рыбы, обитающие здесь, обычно хо-лоднолюбивые, предпочитают высокое содержание кислорода в воде. Это радужная и ручьевая форели, красноперки, сиг, рипус.

Однако в настоящее время, когда в водоемы приток сточных вод с промышленными токсичными веществами усилился, уже недостаточно для оценки загрязнения одной шкалы сапробности. Ученые считают, что настало время разработки трех шкал, которые позволили бы оценить степень загрязнения воды с помощью живых индикаторов. Гидробиологи и не ожидали, что на их пути встретится столь трудная задача.

Найдут ли биологи верные пути применения живых индикаторов для определения загрязнения или бросят все силы на разработку систем биотестирования, подскажет будущее.

Ю. СИМАКОВ,

кандидат биологических наук