Юный Натуралист 1986-08, страница 9

Юный Натуралист 1986-08, страница 9

гии отращивания сеянцев ребята в лесничестве на уроках механизации лесохо-зяйственных работ осваивают различную технику — от меча Колесова до лесопосадочных машин и поливальных установок. Тут им первый учитель и наставник старший инженер лесопитомника Генрих Генрихович Батц. Он считает, что обученные в школьном лесничестве старшеклассники при необходимости вполне могут заменить взрослых. Механизированная обработка почвы и посев, культивация междурядий самоходным шасси и полив сеянцев специальными установками — все им по плечу.

Ребята долгое время не знали, как бороться с вымерзанием сеянцев березы в зимнюю лютую пору. Чем только не укрывали: и соломой, и сеном, и стружками, но ничто не спасало их. Казалось, выхода нет, не найти материала, подходящего для спасения крохотных березок в суровых природно-климатических условиях Хакасии. И тогда кто-то предложил испробовать еще одно «одеяло» — камыш. И что же? Сеянцы под ним перезимовали великолепно! С тех пор укрытие из камыша стало у юных очурцев их «фирменным» средством сохранения березовых сеянцев от вымерзания. Вроде бы и не ахти какое мудреное открытие, а результат его весьма значителен.

Сейчас во всех степных районах Хакасии стоят золотые квадраты высокой ядреной пшеницы в оправе из изумрудных полос молодого сильного леса, который зеленеет даже на вершинах холмов. Я говорю «даже» потому, что лет пя.ть назад мне довелось видеть здешние места совсем иными.

Помню, вышел с ребятами из автобуса в Койбальской степи. Под знойным небом далеко во все стороны простирались хлебные поля, пересеченные лесополосами из молодых тополей, берез и сосен. В низинах деревья были густо-зелеными и стояли плотными рядами. Но чем выше они взбирались по склонам холмов, тем хуже росли, а цвет листвы и хвои тускнел. На вершинах же холмов зеленого леса вообще не было, вместо деревьев виднелись жалкие сушинки без единого листочка. «Суховей погубил,— объяснили ребята.— Несколько лет не было хороших дождей». От дороги мы прошли к ближайшей лесополосе. Пшеница на всем поле стояла низкорослая и только возле ленты здорового леса казалась нормальной.

— Это оттого так, что зимой вдоль зеленой полосы лежал задержанный ею глубокий снег,— сказали ребята.— Полоса и летом помогает хлебу, защищая его от суховея. Когда мы добьемся, что лесополосы будут на всем протяжении густыми, высокими и сделаются огромными ловушками для снега, хлебам здесь не страшна станет никакая засуха.

Так нынче и получилось. Последние пять лет в Койбальской степи от предыдущих отличались частыми дождями. Это дало саженцам, привезенным сюда из лесопитомника, возможность отлично прижиться и хорошо пойти в рост даже на самых высоких холмах-солнцепеках. И теперь молодым деревьям уже по силам победить любую засуху и, стало быть, защитить хлеба от выгорания.

Мы — хлеборобы! — вправе сказать сегодня юные лесничие, видя за своим