Юный Натуралист 1986-11, страница 11

Юный Натуралист 1986-11, страница 11

разбросанные Виктором хлебные крошки и ячмень. Турачей, если выпадает снежок, подкармливают, к ячменю они привычны. Побольше куропатки, но поменьше курицы, эти ладные птицы семейства фазановых окрашены не броско, но изящно и красиво: красноватые ноги, темное с белыми пестринами перо, а у петушка черная, отливающая на солнце манишка, белые щеки и рыжеватый ошейник.

Турача в нашей стране тоже можно увидеть только здесь да на туркменском берегу Каспия. Он тоже внесен в Красную книгу СССР.

В заповеднике над нами шефствуют Малик Мамедов и Айдын Алиев. Они рисуют нам, как пройти к вагончику на берегу канала, идущего от Малого залива. Поставленный как укрытие при проведении научных и биотехнических работ, сейчас вагончик пуст, его колеса наполовину в воде. С одной его стороны — отгороженный четырехметровым тростником канал, с другой — мокрый луг, заросший ситником. Прекрасное место для наблюдений! Виктор выламывает окно в толстом, как бамбук, тростнике. Теперь канал перед нами как «улица», оживленная магистраль, по которой туда-сюда фланируют поганки и лысухи, величаво проплывают пеликаны, пролетают в тростниковом коридоре цапли и бакланы. А позади у нас — «двор»: там копошатся водяные курочки, садятся и взлетают цапли, ходит между кочками ситника султанка, шмыгают, как

мыши, кулички. Своя бойкая, как на птичьем дворе, жизнь.

Обо всем, что незнакомо нам в здешних местах, что вызывает у нас вопросы, по вечерам охотно рассказывают научные сотрудники заповедника. Их всего трое: супруги Литвиновы, Василий и Нина, и Екатерина Ткаченко. Они как бы держат руку на «пульсе» Кызылагача: следят за всеми изменениями его жизни, вызванными погодой, хозяйственной деятельностью на земле, граничащей с заповедной, ведут наблюдения за птицами и зверями, подсчитывают их количество, контролируют чистоту воды, производят кольцевание птиц, отмечают новое в их поведении... Так, например, впервые за последние двадцать лет появилась гнездовая колония белых цапель; осталась для вывода потомства часть лысух, отказавшись от перемещения к северу. А несколько лет назад на территории заповедника появился новосел — красавец лотос. Все это ученые вносят в летопись природы, которая читается как увлекательная книга.

Кызылагач, имеющий мировую известность и славу,— это гордость Азербайджана. Большая гордость, но и большая забота о процветании заповедника, международное значение которого в наш век стремительного технического прогресса год от года растет.

В. ЧЕРНЫШЕВ

Фото В. Ускова