Юный Натуралист 1987-03, страница 40

Юный Натуралист 1987-03, страница 40

38

Мешки у них непростые. Кости, к которым они прикреплены, очень подвижны, и когда птицы ловят рыбу или сильно набивают мешок, то подклювье становится почти круглым, как обруч, да и сам мешок может растягиваться, увеличивать свою емкость.

Одни спешат накормить потомство, другие не прочь отдохнуть на бережке. Но сначала опустят голову, чтобы через клюв отцедить воду, набравшуюся в мешок во время рыбалки.

И все же соленая вода попадает в организм птицы. Излишки соли удаляют специальные железы. Вместе с выделяемой ими жидкостью соль стекает по специальным желобкам, расположенным по краям верхней части клюва.

Насытившись, отдыхают. Примостившись на деревьях, вытягивают вертикально шею и вслед за нею вытягиваются сами, изображая древесный сук. Наиболее ленивые плашмя ложатся на землю. Любознательные, постояв на берегу, время от времени выбрасывают часть рыбы из мешка на землю. Полюбуются, кося на нее глазом и слегка наклонив набок голову, и давай собирать обратно — как рыбаки, хвастающиеся уловом.

Человек издавна использовал способность пеликанов и бакланов ловить рыбу. Сидят пернатые рыбаки по бортам лодки хозяина и наблюдают своим острым взглядом за тем, что происходит под водой. Чуть зазевается какая рыба, пеликан соскальзывает на воду, и вот уже добыча трепещет в клюве. А чтобы птицы не глотали пойманную рыбу, им на шею надевают кольцо, а за работу, как за хорошо выполненный трюк, ждет награда — мелкая рыбешка.

Меняются привычные места обитания пеликанов. Реки перегораживают плотины, забирают из них люди воду для орошения полей, расширяются сельскохозяйственные угодья. Нет воды — нет рыбы. Птицы лишаются исконных мест кормежки, гнездовий, укрытий. Увидя крупную птицу, стреляет бездумный охотник. Все меньше и меньше становится пеликанов. Оба вида находятся у нас под строгой охраной.

Баба-птица — живое украшение озер и побережий нашей планеты — должна жить и в третьем тысячелетии!

В. РАХИЛИН,

кандидат географических наук

тттчья

KJTJCSJb

Наверное, нам трудно было бы привыкнуть к городу без птиц, и, может быть, как обыденное воспринимают многие из нас веселый свист синичек за окном, разговор галок под крышей или перебранку ворон во дворе. На наше счастье, птиц в городе достаточно, да и многим птицам город необходим. Где бы кормились бесчисленные галки и вороны, если бы не город? На теплых водостоках и речных полыньях городских рек зимуют кряковые утки. Рябина и боярышник в парках и скверах привлекают массу дроздов и свиристелей. Зимой 1975/76 года, когда рябины было особенно много, дрозды из Москвы не улетали.

На первый взгляд кажется, что птицы в городе живут сами по себе. На самом