Юный Натуралист 1987-04, страница 1312 grw\Тфенолога Просматривая дневники или перечитывая любимые книги о природе, я всегда думаю о том, как помогает натуралистам в их работе умение рисовать или фотографировать. Хорошие иллюстрации не только украшают страницы, усиливая впечатление от прочитанного, часто они дополняют и объясняют содержание текста. Биологические определители невозможно представить без пояснительных рисунков. Многое потеряли бы книги С. Турова и Ю. Пукин-ского без фотографий, сделанных этими натуралистами. Обеднела бы, несмотря на интересный текст, и книга Е. Спан-генберга «Рассказы натуралиста», не будь в ней рисунков нашего старейшего художника-анималиста А. Комарова. А вспомните «Спутник следопыта» А. Формозова! Это же настольная книга начинающего следопыта. Цветущий петров крест и жук-майка. В одном из походов на склоне лесного оврага вам встретились мясистые стебли с густо расположенными бледно-малиновыми чешуйками. Это выбросил ростки и зацвел петров крест, паразитирующий на корнях деревьев и кустарников. Раньше с этим растением вам не приходилось встречаться, оно вам было неизвестно. И хотя в тот день вы встречали немало красивых цветов, пожалуй, прежде всего следовало нарисовать петров крест. Показав рисунок более опытному натуралисту, вы сможете выяснить, с каким растением вам удалось познакомиться. Очень давно я впервые увидел и услышал на одной из московских улиц каменку. Что это за «городская» серая птичка, с задорной песенкой взлетающая над крышей, я не знал. Как умел, зарисовал ее в дневник, отметив красками пепельно-серую спинку, белое брюшко, черную маску на голове, черные крылья. Этот рисунок помог мне определить незнакомку по книге. Вспоминаю и другой случай. Нашел я погибшую пеночку. Решил нарисовать. Но мне не хотелось изображать птицу мертвой. На рисунке вытянул ее лапки. Пририсовал ветку, приподнял голову. Постарался поточнее передать окраску. Довольный своим рисунком, показал его Петру Петровичу Смолину, руководившему тогда юными биологами зоопарка. Тонкий знаток птиц долго рассматривал мое «творение», а потом неуверенно спросил: «Это дрозд, что ли?» Увлекшись цветом и мелкими деталями, я не сумел по памяти придать птице характерную для пеночек позу, и она стала неузнаваема на рисунке. Думаю, что если бы я с той же тщательностью изобразил погибшую птицу, какой нашел ее на дороге, Петру Петровичу не составило бы труда определить пеночку. Этот пример показывает, что при рисовании объектов природы лучше ничего не додумывать, а рисовать только то, что видишь. Весной, когда после половодья земля влажная и мягкая, лапы зверей и птиц оставляют на почве особенно четкие отпечатки. В это время многие звери покидают зимние убежища, идет пролет птиц, и нетрудно обнаружить следы, которые окажутся для вас еще неизвестными. Такие следы, безусловно, стоит зарисовать. Чтобы при этом избежать ошибок, лучше всего изображать след в натуральную величину. Измерив длину и ширину отпечатка, отложите на бумаге эти размеры и нанесите соответствующий им прямоугольник. Все время контролируя размеры отдельных элементов следа при помощи измерителя, впишите в прямоугольник очертания следа. Следует обращать внимание на то, как растопырены или прижаты друг к другу пальцы, каково расстояние между отпечатками каждого пальца, насколько средние пальцы выступают вперед по отношению к боковым. След передней лапы зверя иногда отличается от задней. Надо зарисовать отпечатки той и другой. |