Юный Натуралист 1987-05, страница 15

Юный Натуралист 1987-05, страница 15

13

такой термин. До чего легко мы, тогда еще не очень искушенные в экологии и охране природы молодые люди, смотрели на это дело. И были абсолютно уверены в значительной пользе нашей «миссии». Действительно, эффект от наших усилий был. Но какой?..

Непуганая щука мертвой хваткой садилась на наши спиннинги на плесах и в омутах, привлекающих взор своим величавым спокойствием, или, наоборот, на перекатах и водопадах кольских рек. Частенько щуки попадались и в контрольную сеть. В местах нагула шустрых пестряток мы с особым удовлетворением и даже некоторым злорадством отлавливали щук, недавно отобедавших семужкой.

А спустя несколько лет на одной из северных рек канадские исследователи поставили такой эксперимент. Щук в реке усиленно вылавливали и изучали, как повлияет это на численность молоди семги. И убедились в том, что, как на первый взгляд ни парадоксально, количество молоди значительно снизилось. Выяснили причину: чрезвычайно размножившаяся маленькая рыбка — гольян усиленно поедала корма молоди семги, даже нападала на ее личинки. И это нанесло стаду семги в реке куда больший урон, чем щучья охота...

Результаты этого эксперимента помогли понять главное: нельзя самоуверенно, не разобравшись до конца, наклеивать рыбам, да и другим животным ярлыки «вредный», «сорный» и так далее. Нельзя бездумно нарушать хрупкое экологическое равновесие в природе. В конце концов ученые сделали однозначный вывод о том, что щука сама является «рыбохозяйственным мелиоратором», уничтожающим прежде всего больных, ослабленных, отстающих в росте рыб, держащим в узде малоценных рыб, таких, как ерш, уклея, окунь, гольян и другие. Кстати, об этом в принципе было известно уже в конце прошлого века, и не кто иной, как знаменитый русский натуралист Л. Сабанеев, называл тогда щуку санитаром пресных вод.

Как и чем питается щука? Вопрос этот непрост, если иметь в виду широкое, почти всесветное ее распространение в пресных водах северных широт. Только в течение первого месяца жизни она питается мелкими рачками, личинками насекомых, например мотылем, червями.

^iitcfruist

Брема

Хищничать начинает у нас, в средней полосе, со второго месяца жизни, отдавая предпочтение личинкам плотвы и окуня. Потом, кроме рыбы, в меню щуки начинают входить головастики, лягушки, мыши и даже мелкие птицы, например кулички. Помимо малоценных рыб, ее рацион пополняется за счет молоди и даже взрослых ценных рыб, но исследования показали, что доля их в содержимом желудков обычно бывает невелика. В то же время она не прочь закусить собственными собратьями, которые по неосторожности оказались в соседстве с более крупной «родственницей». Особенно часто это происходит после чрезмерного размножения щуки.

Будучи оседлой рыбой, каждая щука в течение жизни несколько раз меняет и расширяет свой охотничий участок, стараясь потеснить, а если удастся, и просто съесть менее сильных представителей своего вида или других хищников, например окуня, которые могли бы составить ей конкуренцию в питании. Растет щука, растут и глубины, на которых она промышляет, не уходя, однако, далеко от привычных мест. Даже вспугнутая, она резким рывком уходит на расстояние, не превышающее обычно 10— 20 метров, и после того как опасность минует, обычно возвращается на прежний участок.

Щука — типичный хищник-засадчик, караулящий свою жертву в отличие от судака и жереха, берущих добычу «в угон». Мне несколько раз доводилось вести подводные наблюдения за ее охотой. Проголодавшись, щука не сразу направляется «в обход» своих владений. Ей часто достаточно, стряхнув полусонное оцепенение, повернуться головой в сторону одной из подводных полянок и затаиться среди зарослей. Через какое-то время на полянке появится стайка тех или иных рыб — плотвы, уклеи, окуня, густеры или одиночки — ерши, голавли-ки. Щука вроде бы не обращает внимания на эту круговерть. Но это только так