Юный Натуралист 1987-06, страница 13

Юный Натуралист 1987-06, страница 13

В январе 1918 года Всесвятский встретился с большевиком Иваном Васильевичем Русаковым, которого только что избрали председателем исполкома Сокольнического Совета рабочих депутатов Москвы. Русаков, врач по образованию, рассказал молодому учителю о своей давней мечте: организовать в Сокольниках для детей и подростков, любящих природу, такую «станцию», которая объединила бы, сплотила их. На вопрос, не возьмется ли он за это живое дело, Всесвятский без колебаний ответил согласием. Обсудили, с чего начинать, и принялись за работу.

Подобрали на Ростокинском проезде Сокольников помещение — Голубую дачу, брошенную кем-то из купцов, сбежавших за границу. Районный Совет предоставил необходимое оборудование. Развесили призывное объявление, на которое охотно откликнулись ребята,— главным образом из семей рабочих соседнего завода «Красный богатырь», проживавших в селе Богородском.

И вот в назначенный срок, 15 июня 1918 года, потянулись ребята к Голубой даче, к воротам которой была прибита скромная вывеска: «Станция юных любителей природы».

Среди ребят быстро выделились заядлые растениеводы, «птичники» (орнитологи), «насекомники» (энтомологи), кролиководы, пчеловоды... Работа закипела.

Борис Васильевич заботился о том, чтобы работа ребят носила исследовательский, творческий характер, чтобы больше было в жизни станции самостоятельности, инициативы, чтобы юннаты изучали, исследовали окружающий мир, старались докопаться до сути каждого природного явления.

Поучительны, полны открытий были проводимые Б. В. Всесвятским экскурсии по Сокольнической роще, на Путяев-ские пруды, в густые леса Погонно-Лосиного острова, которые начинались сразу же за Яузой. Главным девизом воспитателей и воспитуемых было: «Ближе к природе и жизни!»

Вскоре Станция юных любителей природы получила название — Биостанция юных натуралистов (БЮН) имени К. А. Тимирязева, которая стала уже республиканской.

В опытно-показательной школе-колонии, организованной при биостанции, стали жить и учиться юннаты, съехав-

ii§ юннаты:

вчера, yyy завтра

шиеся с разных концов России и других союзных республик. Ей было предоставлено еще несколько дач вблизи самой БЮН. «Колонисты», так они себя называли, стали хозяевами многочисленных натурбаз станции.

У юннатов-звероводов появился свой питомник с песцами, куницами и лисами, у растениеводов — мичуринский сад и опытный лесной участок, у энтомологов и фитопатологов — «Бюро защиты растений». Именно здесь, на БЮН, родились такие юннатские праздники, как День леса и День птиц.

Найденный Всесвятским подход к приобщению юннатов к природе, изучению ее получил теперь название «исследовательский метод». У него стало появляться все больше и больше последователей среди учителей страны. Этому способствовали и начавшие издаваться под редакцией Бориса Васильевича печатные «Листки биостанции». В Москву, на БЮН, устремились многочисленные экскурсии учителей-биологов, стремящихся поближе познакомиться с опытом БЮН, самим овладеть «всесвятским методом». Здесь, в личном общении с директором биостанции, ее питомцами они находили много интересного и полезного.

В юннатской школе-колонии при БЮН установилось подлинное самоуправление «колонистов», умело и чутко направляемое Б. В. Всесвятским в содружестве с комсомольской организацией, пионерским отрядом, ученическим исполкомом. Это тоже был поучительный педагогический эксперимент, принесший хорошие плоды.

Желанным гостем биостанции и юннатской школы-колонии была Надежда Константиновна Крупская. Не раз беседовала она с юннатами. Вот что писала Надежда Константиновна о встречах в Сокольниках в «Правде» от 24 июня 1928 года:

«Кто не знает работы «Биостанции юных натуралистов», в которой неустанно работает тов. Всесвятский? Громаднейшая, ценнейшая работа...

Стоит побывать на этой станции, почитать «Листок биостанции», чтобы понять все значение этого учреждения.