Юный Натуралист 1987-08, страница 32

Юный Натуралист 1987-08, страница 32

Рис. А. Сичкаря

□□□ft

Южное Забайкалье — привольный лесной край. Горы здесь не очень высокие, но если подняться на перевал, увидишь вокруг бесконечное таежное море. Словно бурные волны, разбежались лесистые сопки, окутанные прозрачной лиловой дымкой. Шумит в кронах ветер, качаются высокие кедры и лиственницы. Тишина, безлюдье...

Но в конце лета и ранней осенью в кедровых лесах Забайкалья, да и во всех кедровниках Сибири становится оживленно и весело — начинается сбор таежного урожая. Заселяются охотничьи избушки и балаганы, вырастают палатки, которые ставят сборщики кедровых орехов. Это и местные жители ближних деревень, и приезжие из дальних городов — всех приманил и собрал сюда кедр. Кедровая тайга — настоящая житница, где регулярно собирают урожай, выращенный самой природой. Недаром кедр называют «хлебным деревом». Как и на хлебных полях, здесь бывает время уборки, подлинная страда, когда нужно споро трудиться, дорожа каждым днем и часом.

Сибирская кедровая сосна заметно отличается от нашей обычной. Длинная хвоя (до 12 см) собрана в густые темио-зеленые пучки и растет не по две вместе, а по четыре-пять хвоинок. У мощного, до сорока метров высотой, дерева толстый могучий ствол с плотной морщинистой корой и чаще всего несколько вершин. Раскидистая крона кедра так густа, что, как говорится, медведь залезет — не разглядишь. Цветет кедр летом, семена созревают только на второй год. Они зреют в больших лилово-сизых шишках, залитых липкой душистой смолой-. Под каждой широкой чешуйкой — два «орешка» в коричневой скорлупе. На большом старом кедре — а растет он двести-триста лет!— созревает до тысячи шишек, и в каждой больше сотни семян, вкусных, налитых растительным жиром, витаминами и другими питательными веществами. В урожайные годы с каждого гектара кедровой тайги можно собрать до тонны и даже больше кедровых орешков. Но дело это очень непростое. Шишки плотно держатся на вершинных ветвях, попробуй достань их оттуда!