Юный Натуралист 1987-08, страница 35

Юный Натуралист 1987-08, страница 35

33

в обиде не останется, всем угощенья хватит.

К сожалению, люди плохо заботятся о своем таежном кормильце, о хлебном дереве Сибири. Ушло в прошлое время, когда кедр считался запретным для рубок. Кедровая нива стала местом заготовок древесины. Причем много ее оставляют на вырубках, бросают вдоль дорог, а то и просто сжигают. Огромный урон несут кедрачи от лесных пожаров, после которых остаются безжизненные пепелища.

Государство не раз принимало специальные законы и постановления, чтобы помочь сбережению кедра, но далеко не везде и не всегда они выполняются. Леспромхозы, лесокомбинаты, госпромхозы и всякие другие лесозаготовители «жуют» наши кедрачи, как медведь кедровую шишку... Все меньше остается доступных мест для заготовки орехов, для охотничьего промысла, для сбора ягод и грибов, лекарственных растений, которых так много в тайге. Правда, выделены специальные орехово-промысловые зоны, где рубка леса запрещается, но и эти последние запретные кедровники не дают покоя лесорубам. Иной раз даже ученые их поддерживают, говорят, будто бы старый кедровый лес уже пережил свой век, надо, мол, его «спасать», а то погибнет от старости. Это неправда, еще ни один кедровник от старости не погиб, умирают отдельные перестойные деревья, а на их место встают новые, молодые. Кедровник всегда разновозрастный, рядом со старыми деревьями растут средневозрастные и молодые, внизу таится подрост.

Тяжелая гусеничная техника губит молодняк, подрост, подлесок и даже лесную землю, оставляет после себя оголенные пространства, зарастающие сорной травой или лиственными породами. Особенно опасны сплошные рубки кедра в горах, где берут начало истоки великих сибирских рек — на Алтае, в Саянах. Ведь горные кедровые леса берегут чистоту воды. Рубят леса и у Байкала, но недавно принято новое специальное постановление об охране уникального озера, и с 1988 года сплошные рубки там должны быть прекращены.

Еще в давние времена вокруг сибирских сел и деревень возникали рукотворные кедровые рощи и специальные кед-росады, где собирали урожай орехов. И

теперь, когда много кедровых массивов безжалостно вырублено, лесоводы принялись за восстановление этих лесов. Они закладывают питомники, где выращивают посадочный материал. Дело это сложное, потому что на посевы кедра покушаются и звери, и птицы, и насекомые. От них приходится защищать семена. Выращенные сеянцы пересаживают на вырубки, чтобы там снова поднялись кедровые леса. В этой работе большую помощь могут оказать школьные лесничества и юннаты.

В год семидесятилетия Октября в рамках движения «Зеленый наряд Отчизны» проводится и специальная операция

«Кедр». Школьники высаживают кедровые деревья в честь героев Октября и Великой Отечественной войны, передовиков труда. Такие живые мемориалы создаются, например, при школах Брянской, Московской области, на юге Красноярского края, во многих других районах страны. Если кедр посадит первоклассник, он сможет все десять лет ухаживать за «своим» деревом.

Близится новая осень, новый сезон уборки кедровой нивы. Пусть над кедровниками раздаются крики птиц, а не вой бензопил. Уверен, наступит такое время, когда всякая рубка кедра будет запрещена повсеместно и навсегда!

Ф. ШТИЛЬМАРК, кандидат биологических наук