Юный Натуралист 1987-08, страница 33

Юный Натуралист 1987-08, страница 33

31

Тот, кто впервые попадает в кедровый лес или орешник, как зовут его сибиряки, обязательно обратит внимание на то, что почти на всех стволах кедров видны большие ссадины, будто какой-то великан стучал по дереву огромным молотком. Да почти так и есть! Следы на стволах кедров оставляет специально изготовленный сборщиками орехов колот. Это большая березовая чурка, насаженная на длинный шест — рукоятку. Конец ее упирается в землю, а колотушкой несколько раз бьют с размаха по стволу кедра. От содрогания дерева часть шишек падает, их сразу же собирают, а тяжелый колот несут к следующему стволу. Трудная это работа — орешничать. Ведь надо еще и семена из шишек достать. Их размалывают на самодельном деревянном станке. Потом веют шелуху, чтобы отделить орехи, подсушивают их, укладывают в мешки и везут на заготовительный пункт. Чаще всего приходится работать вручную, старинным дедовским способом, хотя есть теперь и специальные машины.

Когда урожай хороший, созревшие шишки к поздней осени подсыхают и падают сами. Иной раз они остаются зимовать в кронах и осыпаются только в конце зимы или весной. Но такое бывает не часто. К тому же звери и птицы собирают опавшие шишки проворнее людей, которым оставляют пустые скорлупки.

Не только люди хлопочут в кедровом лесу. Многие лесные жители в эту пору заняты сбором урожая, заготовкой запасов на зиму. «Осень — запасиха, зима — прибериха»,— говорят старики.

Уже в середине лета, когда кедровые семена еще только начинают наливаться белым соком-молочком, появляются над тайгой стайки пестрых очень крикливых птиц. Это кедровки, или ореховки. Они лущат шишки прямо на деревьях, не дожидаясь, пока семена полностью созреют. Осенью, сорвав шишки с веток, уносят их в клюве на землю и достают спелые орешки. Таежники не любят кедровок — они ведь прямо-таки опустошают угодья и не только едят семена, но и делают запасы, прячут орешки в мох. Зато лесоводы считают кедровок своими лучшими помощницами. Птицы помогают кедру заселять пустоши и гари, способствуют его возобновлению. Недаром молодые кедровые всходы обычно растут группами — это, оказывается, проросли

семена, «посеянные» кедровками. Кедр — пример зоохорного растения, то есть такого, которое возобновляется только с помощью животных. Если кедровую шишку никто не тронет, не пошевелит, семена в ней погибнут, сгниют. Вот почему даже мышей или бурундуков, поедающих семена кедра, нельзя считать только вредителями, они тоже помогают расселяться этому замечательному дереву. И чем больше в тайге мышей и полевок, тем лучше для кедра. Правда, иногда они могут съесть почти все орешки, особенно при малом урожае. Но после этого обязательно численность грызунов уменьшится. Жизнь кедрового леса и всех его обитателей очень хорошо приспособлена, как говорят, сбалансирована, здесь все друг от друга зависят.

Любителей полакомиться орешками в тайге великое можество. Это прежде всего врановые птицы — к ним относится кедровка, нагловатая крикливая сойка, доверчивая тихая кукша. Черный ворон тоже очень любит орехи и часто встречается в местах кедрового промысла. Ворону же в тайге увидишь редко.

Всегда держатся у таежных избушек-зимовий и возле мест, где колотят и обрабатывают шишки, доверчивые серые поползни, различные синички, все эти «смирные люди», как их называл Дерсу