Юный Натуралист 1987-08, страница 49

Юный Натуралист 1987-08, страница 49

ФЛЕЙТА

Года три тому назад в садах нашего хутора заиграла флейта. Коротка была ее песня, всего одна музыкальная фраза, но такая мелодичная, звучная, такая запоминающаяся, какой хуторяне еще не слышали. Эти флейтовые звуки, громкие и звонкие, всегда раздавались в густой кроне какого-либо высокого дерева: «Фитиу-лиу, фитиу-лиу...» А кто играет, кто флейтист — не видно.

Пробовал я подкрадываться к тому дереву, откуда неслись эти звуки, но увидеть птицу ни разу не удалось. При моем приближении она замолкала, а пока я вглядывался в густую листву, надеясь отыскать глазами певунью, она бесшумно перелетала на другое дерево.

Однажды с вершины высокой акации «флейта» пропела раз за разом, наскоро и сердито. Похоже, что «флейтистов» на дереве было два. Я подошел вплотную к стволу акации, но звуки эти продолжались. Утро было безветренное, но не только листья на верхушке трепетали, даже веточки качались, и что-то там хлопало, трещало. И-тут я увидел, как две золотистые птицы с черными крыльями и черными хвостами явно ссорились между собой, забыв про осторожность. Они гонялись друг за другом, выкрикивая при этом свою красивую руладу «фитиу-лиу».

Потом я узнал, что это один самец изгонял со своей территории другого. Побежденный пробежал по ветке снизу вверх и тотчас взлетел. Вслед ему раздался пронзительный про

тивный крик кошки. Тут и другая золотистая птица, заметив наконец меня, стремительно улетела. Дерево опустело. Я внимательно осмотрел его, но кошки на дереве не было. Кто же кричал как кошка, когда ей наступят на хвост? Это осталось для меня загадкой.

Осенью, когда облетели листья со старой высокой шелковицы в нашем дворе, я увидел на дереве гнездо в виде плетеной корзинки. Оно было в развилке двух веток. Такое гнездо я видел впервые, но не сомневался, что его хозяева — мои «флейтисты». Но кто же они? Как их зовут?

И лишь на следующий год, весной, когда в наших садах и посадках снова раздалось красивое, чуть-чуть с грустинкой «фитиу-лиу», я узнал, что так поет иволга. Это одна из самых красивых певчих птиц. Ее никто из хуторян не знал, потому что иволга — птица лесная и в наших ростовских степях раньше не водилась.

Узнал я также, что иволга не только умеет красиво петь, но, будучи потревоженной или рассерженной, она же кричит по-кошачьи. За это в средней полосе России ее зовут лесной кошкой.

Если вслушаться, то в пении иволги можно услышать ее имя: «и-вол-га-а». Питается она гусеницами ночных бабочек, майских жуков и ягодами. Лохматых гусениц, которые пожирают листья на деревьях и которых никто не ест, кроме кукушки, иволга ест очень охотно. Полезная и красивая эта птица, иволга. А поет! Впрочем, послушайте сами.

В. ГНУТОВ