Юный Натуралист 1988-01, страница 14

Юный Натуралист 1988-01, страница 14

12

такой уверенностью, словно о деле решенном.

Маленькая Марийка доводилась Ва-силю двоюродной сестрой, но старалась ни в чем не уступать брату. Трудились они прилежно и упорно. Иногда, бросив немудреные огородные инструменты, позабыв обо всем на свете, спорили о достоинствах или новых способах возделывания какого-нибудь растения. Незаметно в их дискуссии втягивались и родители. Тут же на свет извлекали справочники, тетради с записями, вырезки из газет и журналов.

...Разумная, по-настоящему трудовая атмосфера царит в учительской семье Гоменчуков. И когда я сказал это хозяйке, Марии Ивановне, услышал в ответ:

— А у нас в селе так заведено. Приусадебное огородничество считается ребячьим делом.

Однажды пригласили меня в школьный биологический кабинет. Все здесь было как в солидной научной лаборатории. Сверкала никелем и лаком сложная аппаратура. В застекленных шкафах стояли склянки с реактивами и заспиртованными образцами различных животных.

Учительница биологии Ольга Антоновна Чапига охотно рассказывала, как они тут с ребятами учатся и хозяйствуют.

— Важно развивать в детях любознательность, трудолюбие, желание творчества — качества, которые необходимы людям всех профессий,— подчеркнула учительница.

Средняя школа в прикарпатском селе Кобаки — настоящая кузница сельскохозяйственных кадров. На предприятиях аграрно-промышленного комплекса, в институтах и научных центрах можно встретить ее выпускников. Прежде чем стать учеными, агрономами, зооинжене-рами, ветеринарами, техниками, механиками, трактористами, они проходят профессиональную подготовку в кружке юннатов, который в этом году отмечает свое сорокалетие.

Из разговора выяснилось, что и Ольга Антоновна в свое время тоже прошла школу юннатства.

— Мой учитель Иван Матвеевич в на- . чале урока обращался обычно к кружковцам с вопросом, какие мы за прошедшие дни сделали открытия. Иначе говоря, кто что узнал нового: подсмотрел сам, вычитал из книг или почерпнул из рассказов

бывалых людей, очевидцев. Все это побуждало нас к поискам! Казалось, что мы вот-вот сделаем какое-нибудь великое открытие. И некоторым это удалось.

Лидия Григорьевна Бордяковская стала ученым-медиком. Другая выпускница нашей школы, Ольга Ивановна Смадеч, посвятила жизнь изучению растений. Ботаником стала и Мария Афанасьевна Герасемюк. Всех и не перечислить.

— Из юннатских кружков вышли замечательные производственники,— продолжала Ольга Антоновна.— Вам, наверное, уже рассказывали о нашей дояр-ке-пятитысячнице Анне Дмитриевне Ки-силице? Она с детства любила животных. Приобретенные в школе знания, а в юннатском кружке навыки стали основой профессионального мастерства этой колхозницы. Замечено, что из увлеченных юннатов выходят затем прекрасные работники, инициативные, умелые.

Интересно сложилась судьба одного из сыновей Ольги Антоновны — Владимира.

Началось все с детского каприза. Однажды всей семьей Чапиги отправились погостить в соседнее село. Весело прошел день, было много впечатлений. Дорогой, в автобусе, пересказывали их друг другу. Только десятилетний Володя сидел молча, насупленный.

— Почему не веселый? Ты не здоров? — забеспокоилась мать.

— Все хорошо... Но мне очень хочется, чтоб у нас был маленький теленочек, как у тети Агаты. Давайте купим такого. И чтобы во лбу у него была звездочка.

Отец и мать рассмеялись.

— У нас полон двор кролей. Опять же куры, индейки. Есть кошка и собака. А теленок... Да и кто станет за ним ухаживать?

— Я никого к нему не допущу. Сам буду кормить, чистить...

Вскоре в хозяйстве Чапиги появилась маленькая телочка.

В желающих ухаживать за ней недостатка не было. Но Игрушка, как на семейном совете решили назвать черно-пеструю малышку, среди всех сразу же выделила Володю. Бегала за ним как собака.

Минуло три года. Игрушка из забавы превратилась в кормилицу семьи. Давала по ведру молока за удой. Таких коров крестьяне уважительно называют ведер-