Юный Натуралист 1988-02, страница 30

Юный Натуралист 1988-02, страница 30

она пускается в далекие путешествия и нередко забирается в степь и тундру. Причем в сутки проходит до 30 километров.

При всей своей осторожности рысь не очень боится людей. Она живет и в созданных ими вторичных лесах, в молодня-ках, на старых лесосеках и гарях. В бедственные годы заходит и в села, и в такие большие города, как Томск, Красноярск, Иркутск, Чита. Видели ее и на окраинах Москвы и Ленинграда. А недавно рысь объявилась в центре полумиллионного города Хабаровска.

Рысь — великолепный охотник. Днем она обычно отлеживается в своем логове, а с наступлением сумерек становится активной. Легко лазая по деревьям и скалам, она выбирает удобное место, с которого все кругом хорошо просматривается, и терпеливо ждет появления жертвы. Выдержка рыси достойна уважения. Часами, иногда и сутками она может без движения лежать в засаде. Благодаря маскировочной окраске и полной неподвижности ее очень трудно заметить, а она сверху видит все. Обладая черзвычайно тонким слухом и удивительно острым зрением, рысь обнаруживает жертву еще издали. Броски ее молниеносны и почти всегда точны, а борьба даже с крупным животным длится недолго: зубы и когти у рыси огромные и очень острые.

Но добыча не часто приходит к месту засады, поэтому хищнику гораздо чаще приходится использовать более активный способ охоты: скрадом. Идет рысь по лесу совершенно неслышно, буквально сливаясь с фоном местности. Прислушивается к малейшему шороху, принюхивается ко всем запахам. Использует всякую возможность скрыть свои следы, залезть на валежину, пройтись по ней, осмотреться с высоты. Обнаружив свежий след или увидев добычу, очень терпеливо подкрадывается к ней. В случае неудачных первых бросков преследует убегающую жертву большими прыжками. Чаще всего успех или неудачу охоты решают первые десять-пятнадцать прыжков нападения.

С осени, когда молодняк уже крепок, рыси охотятся семьями, родители учат детей. Хищники коллективно «прочесывают» лес, устраивают загонные охоты и маленькие облавы.

За ночь рысь обычно проходит 6— 8, иногда 10—15 километров. Свой охотничий участок она обходит определенны

ми маршрутами за 5—10 дней. Великолепно знает где, когда и на кого охотиться. Встретила, поймала свою очередную жертву, наелась, припрятала остатки трапезы и где-нибудь поблизости укладывается спать. Нередко прямо в снегу.

Среди охотников — да и ученых! — широко распространено мнение, что рысь ест мало. Верил в это и я — до тех пор, пока сам как следует не изучил образ жизни зверя. Оказалось, что самец средних размеров, весящий 18—20 килограммов, зимой в сутки съедает около 2,5— 3 килограммов мяса, а будучи голодным — до 5—6. Однажды осенью я был удивлен: крупная рысь за день съела енотовидную собаку — восемь килограммов мяса и жира! Потом сделал не менее интересные наблюдения: семья из трех рысей съела косулю за двое суток, а старая «кошка» полностью разделалась с кабаргой за три дня. Выходит, рысь на единицу своего веса ест мяса ничуть не меньше, чем, скажем, росомаха или леопард.

Доводилось и читать, и слышать, что рысь лакомка, ест лишь свежее мясо, никогда не возвращаясь к брошенному. Возвращается сплошь и рядом! Ест даже промерзшее или закисшее мясо! Разумеется, когда охота бедная и свежего нет.

Рысь, как и большинство хищников, при удобном случае давит животных больше, чем ей нужно.

Охотовед В. И. Макаревич рассказывает, что однажды всего за три часа неторопливого тропления свежего рысьего следа он обнаружил задавленных хищницей двух рябчиков и двух тетеревов. Рысь лишь у одного рябчика откусила и съела голову. Птицы ею были пойманы просто так, потому что имели несчастье оказаться на пути. Рысь даже не удосужилась припрятать свои жертвы на всякий случай — она их просто бросила. Потом эта рысь набрела на лисью нору, выкопанную под крупными камнями. Трудная это была работа — копать мерзлую землю, расширяя нору, но рысь все-таки добралась до лисицы, вытащила ее, задавила и... съела. Удивительно: рябчиков и тетеревов бросила, а вонючую лису съела.

В неблагоприятных для копытных условиях, скажем, в многоснежье или наст, рысь может каждый день убивать косулю или кабаргу, выедая лишь самое лакомое и бросая остальное. Иной раз 2—3 косули в день давит! До двадцати-тридцати за зиму! Разумеется, это не система.