Юный Натуралист 1988-04, страница 42

Юный Натуралист 1988-04, страница 42

Весной лопнут душистые березовые почки и первые нежно-зеленые и еще клейкие листочки оденут голую рощу в легкую, влажную, как предрассветный туман, зеленоватую дымку. Именно в это время появляются первые, еще совсем крошечные гусеницы непарного шелкопряда.

Осенью самки заботливо отложили яйцекладки на нижние части березовых стволов. Здесь надежно укрывала их от крепких морозов толстая снежная перина. А когда яркое весеннее солнце разбудило природу, гусенички прогрызли оболочку яйца и вышли в огромный мир. Обсохнув, они не сразу начали подъем в крону, к сочным молодым листочкам. Сначала посидели друг с другом, как бы не рискуя вот так, сразу же, окунуться в полную опасностей жизнь.

После рождения гусеницы мелкие — не более 30—40 миллиметров, покрыты длинными черными волосками. Эти волоски не раз сослужат им добрую службу. Если облюбованный листочек окажется уже занятым, опоздавшая гусеница не

задержится на нем. Она подползет к краю листа и начнет часто и мелко изгибаться, поднимая и сближая над спиной голову и задние ножки. Порыв ветра легко подхватит гусеницу, а длинные волоски будут для нее парусом. И полетит крошечная воздухоплавательница в дальнее путешествие, опустится на дерево, теперь волоски послужат для нее парашютом. В выборе пищи непарник неразборчив. Гусеницы могут питаться не только березовой, дубовой, осиновой, яблоневой, грушевой, ольховой листвой, но даже хвоей лиственницы и сосны.

Переменчива в эту пору погода — только что сияло солнце и на первых наших весенних цветках деловито сновали пчелы, а на лесных опушках и полянах плавно порхали редкие еще бабочки, как вдруг налетел порыв ветра, пригнал сизые облака, и вот уже завертелись, весело касаясь листочков, веточек, стволов деревьев, подружки-снежинки. И через полчаса не узнать березовой рощи. Устало опустили свои ветви деревья, сгорбившись под тяжестью белоснежных наря-