Юный Натуралист 1988-04, страница 43

Юный Натуралист 1988-04, страница 43

дов. Как уцелеть в буйстве стихии такой хрупкой и нежной на первый взгляд гу-сеничке? И вновь помогают длинные черные волоски на ее теле. Вместе со снегом, попав в большой сугроб, гусеница тут же свернется клубочком. А чуть проглянет солнышко, снег постепенно и протает. Вокруг сырость и слякоть, а гусеницы не коснется холодная талая вода — на своих длинных волосках она как на ходулях держится на каком-нибудь прошлогоднем листочке.

Потом вновь поднимется гусеница по стволу дерева в крону. Проголодалась она, и чем ярче светит солнце и теплее в лесу, тем с большим аппетитом грызет зеленые листочки. Но вот что удивительно — гусеница активно кормится, толстеет, но в длину не растет, так и остается коротышкой, какой увидела свет. Правда, тогда она была похожа на мохнатую ниточку, а теперь стала вроде тугой ворсистой шпекачки.

Дело в том, что шкурка гусеницы может растягиваться вширь, но расти в длину не может. Как же все-таки она растет? Оказывается, гусеница регулярно линяет. Досыта наевшись и почувствовав себя неуютно в старой, тесной и уже поизносившейся шкурке, она ищет укромный уголок и на какое-то время замирает. Если сейчас внимательно присмотреться к ней, то можно заметить, что позади головы образовался какой-то светлый и надутый пузырь — это под старой шкуркой начала формироваться новая. Скоро гусенице станет невмоготу находиться в старой шкурке, тогда после нескольких судорожных, резких движений лопнет ее старая, и через образовавшуюся трещину вылезет гусеница в новой, еще не огрубевшей, светлой шкурке. Вот в это время гусеница и растет!

Через пару часов хитин затвердеет, приобретет свою естественную окраску и потеряет способность к растяжению, вот рост и прекратился. Теперь гусеница снова будет без устали грызть лист за листом.

Гусеницы подросли, теперь им надо много корма, чтобы утолить голод. Погрызы на листьях становятся больше. Лист еще сопротивляется, растет, но скоро его возможности иссякают, и деревья начинают терять свой летний зеленый убор. Уже со Стороны можно заметить, что березовая роща не зеленеет, как прежде, а стала какой-то серой.

ииспшж

т

БРема

Пройдет еще две-три недели, и из крохотных гусеничек, едва заметных непривычному глазу, вырастут большие, толстые и лохматые гусеницы. Они уже уничтожили листву почти на всех березах. Лишь кое-где еще торчит зеленой свечкой не-объеденная вершинка. Но и ее дни сочтены, и до нее доберутся полчища прожорливых гусениц.

Крупную лохматую гусеницу непарника не каждая птица осмелится съесть — уж больно страшна! Только кукушке все нипочем — любит полакомиться она жирной добычей! А от неутомимых лесных стражей — муравьев — гусеницу спасают все те же волоски — за их частоколом она чувствует себя как за надежным щитом — не достать ее острым муравьиным жвалам!

В середине лета сытые гусеницы неожиданно потеряют аппетит и, найдя укромное местечко где-нибудь в трещине коры или на развилке веточек, превратятся в куколок. Пройдет еще немного времени, и в лесу появится масса грязно-белых крупных и сереньких поменьше бабочек. Это из куколок вывелись взрослые насекомые. Крупные светлые самки плохие летуны — они предпочитают сидеть и ждать, пока быстрые и маленькие самцы найдут их. Как непохожи они друг на друга! Кажется, это совершенно разные бабочки, так разительно отличаются самцы от самок. За несходство и зовут энтомологи бабочку непарным шелкопрядом.

Опасное это насекомое! Много хлопот доставляет оно лесоводам. Случается, что бесчисленные полчища гусениц ого: ляют леса на огромных территориях, тогда на помощь лесу приходят люди. Раньше многие тысячи гектаров лесов обрабатывали ядохимикатами и с самолетов, и с помощью наземных механизмов. А теперь все чаще и чаще вместо ядовитых веществ для борьбы с гусеницами применяют так называемые биологические препараты. Это значит, что люди научились использовать извечных врагов гусе-, ниц — возбудителей их заболеваний — для защиты леса.

Ю. ГНИНЕНКО,

кандидат биологических наук Фото Ю. Шибнева