Юный Натуралист 1988-05, страница 37

Юный Натуралист 1988-05, страница 37

ОЗЕРНАЯ СИМфОНИЯ

«Тррр...» — слышится тонкая трель жабы. «Хуу, хуу...» — глухо раздается голос желтобрюхой жерлянки. Его не спутаешь с более звонким «унк, унк», который издает краснобрюхая жерлянка. «Тук, тук, тук...» — короткие булькающие звуки чесночницы. И наконец, оглушительное многоголосье лягушек. «Уорр, уорр, круу...» — так заявляют о себе самые крупные, озерные. «Коэкс, коэкс...» — голос ярко-зеленой прудовой, которая немного поменьше размером. «Роор, роор...» — вторит им травяная лягушка. Началась весенняя миграция лягушек.

Они вышли из тех мест, где зимовали, и собрались в водоемах, чтобы отложить икру.

Кладку жабы не спутаешь с лягушачьей. Она выглядит как тонкий шнур, в котором яйца расположены двумя правильными рядами. Его длина может быть до 7 метров. Такие шнуры часто можно увидеть в неглубоких лужах. У чесночницы кладка тоже в форме шнура, но он короткий и толстый, а яйца в нем находятся в полном беспорядке.

Лягушки обычно откладывают икру в

небольших озерцах и прудах в виде студенистых комков. В свежей кладке яйца тесно примыкают друг к другу, а через некоторое время оболочка разбухает и расстояние между ними увеличивается. И только жерлянки мечут одиночные, не связанные между собой икринки, но их обычно бывает по нескольку штук в одном месте, около подводных растений.

Яиц в кладке очень много. Но из всего огромного их количества успешно разовьются лишь единицы. Какие-то кладки погибнут при пересыхании водоемов, другие станут кормом для рыб, уток.

Наконец, зародыш выделит специальное вещество, которое растворит студенистую оболочку, защищавшую его все время, и выйдет наружу. С этого момента головастик вступает в сложный период своего развития, который завершится метаморфозом, то есть его превращением в лягушонка-сеголетка.

В зависимости от температуры воды превращения головастика в лягушонка происходят у жаб обычно за 45—50 дней, у травяной лягушки — за 50—90 дней. Дольше всех развиваются личинки озер-