Юный Натуралист 1988-05, страница 38

Юный Натуралист 1988-05, страница 38

Жаба зеленая.

ной лягушки (80—90 дней), но зато растут эти головастики быстрее остальных, прибавляя в день по миллиметру.

Замечено, что в одном и том же пруду, где количество икры одинаковое, численность головастиков сильно отличается в разные годы. И растут они всякий раз с неодинаковой скоростью. Оказалось, что, когда головастиков много, их рост и развитие сначала замедляется, а затем (и это хорошо видно) одни так и остаются маленькими, а другие начинают, быстро расти. И что еще удалось выяснить: крупные головастики выделяют специальные вещества, тормозящие рост их мелких собратьев. Поэтому головастики тех лягушек, которые чуть раньше отметали икру, например травяной, имеют больше шансов успешно завершить метаморфоз.

Эти вещества подавляют рост личинок другого вида, но еще больше воздействуют на своих сородичей, особенно тех, которые вылупились из одной кладки. Какие преимущества это дает крупным головастикам? Если бы все головастики развивались одинаково, то при неблагоприятных условиях, например, у всех были бы равные шансы не пройти метаморфоз и погибнуть. Крупные же головастики проходят развитие вдвое быстрее, обеспечивая продолжение вида. Вещества, выделяемые крупными головастиками, являются регуляторами роста и численности головастиков в водоеме.

Головастики травяной лягушки первые 20—30 дней держатся очень тесно друг к другу. Они снуют в разных направлениях, но не отплывают далеко, и вся такая стайка одновременно перемещается в поисках пищи и прогреваемых мест в водоеме. Примерно через месяц-полтора эти скопления становятся более редкими, но головастики все равно продолжают держаться вместе. Образование скоплений заметили и у других видов, например, американской жабы и каска-довой лягушки, с которыми стали проводить эксперименты. Оказалось, что их головастики умеют отличать сиблингов от несиблингов — головастиков из одной и разных кладок. Поставили такой опыт. Изготовили специальный аквариум, который имел форму буквы «у». В его центральную часть посадили головастиков и с двух сторон стали медленно пропускать потоки воды. Один от сиблингов, а дру-

БРема

гой — от несиблингов. Головастики из центральной камеры поплыли к сиблин-гам. Когда же им специальной пастой заклеили ноздри, то они перестали различать потоки и не знали, куда плыть. После того как нашлепки с ноздрей убрали, головастики опять уверенно поплыли к сиблингам. Значит, они узнают друг друга с помощью обоняния.

В другом эксперименте, когда вода проходила через несиблингов и пустую камеру, головастики из центральной части аквариума уплыли в пустой отсек. Они постарались уйти от несиблингов. Как оказалось, вещества, выделяемые крупными головастиками, которые тормозят рост мелких, действуют лишь на определенном расстоянии и в течение некоторого времени. Значит, в большом водоеме головастики могут рассредоточиться и не будут испытывать этого влияния. Что же касается скоплений сиблингов, то они не только регулируют рост, но и охраняют друг друга, так как пришедший сигнал тревоги быстро распространяется по всей группе и она уплывает.

Интересно, что способность головастиков узнавать друг друга зависит от того, как их выращивать — вместе со всеми или отдельно. Если взять одну икринку и инкубировать ее, то вылупившаяся личинка может и не узнать своих родственников. В природе лягушки появляются из общего студенистого комка и сразу встречают друг друга. Головастики жаб вылупляются из разных участков длинного шнура, и проходит некоторое время до их встречи. Однако и те и другие запоминают запахи тех головастиков, с которыми уже встречались.

Наконец головастики стали лягушата-ми-сеголетками и покинули водоемы. Теперь у них новый корм — мелкие насекомые, и растут они очень быстро, особенно первые два месяца.

А взрослые лягушки? Ведь они ушли из водоемов сразу же после икрометания, если не живут в них постоянно, как прудовая, например. Но и эти ловят добычу на границе берега и воды. У каждой взрослой лягушки есть свой индивидуальный участок. Иногда он есть и у молодых. Но чаще молодые лягушки бродят в поисках незанятой территории. Ну а сеголетки еще прыгают где придется.