Юный Натуралист 1990-05, страница 12

Юный Натуралист 1990-05, страница 12

12

крыльями, кружилась на месте, вскрикивала. Дружок игру принимал, бегал, ковырял клювом то траву, то клочок газеты... И добыл-таки корочку хлеба. И она тут же была предложена галке. Она клевала, а дружок сторожил, крутил головкой, взглядывал белесо-зеленоватым глазком, открыто любовался подружкой.

Ничего не скажешь — трогательная забота.

Василий БОЧАРНИКОВ,

д. Нелидово Костромской обл.

ЕДИНСТВЕННЫМ В СВОЕМ РОДЕ

Мы ехали на легковушке вдоль озера, когда один из нас воскликнул:

— Смотрите, турухтаны!

Водитель остановил машину, а мы залюбовались на редких и забавных куличков.

Большая — более сотни голов — стая безбоязненно кормилась поблизости от нас на поляне. Птицы что-то быстро склевывали, а петушки — их было большинство — вдобавок выясняли отношения. Они то бегали друг за другом, то демонстрировали угрожающие бойцовские стойки. Каждый из

них при этом оттопыривал свой знаменитый франтоватый воротничок.

До драки на этом летучем току не доходило, и, похоже, турухтаны состязались не столько в силе и ловкости, сколько в красоте воротничков. А те действительно шикарны, пестры и, что самое удивительное, неповторимы по разнообразию окраски. В Британском музее еще с прошлого века назначена премия в 10 тысяч фунтов стерлингов тому, кто представит два совершенно одинаковых по расцветке турухтаньих воротничка. Премия не выплачена и поныне.

КУКУШЕЧЬЯ ХИТРОСТЬ

Неподалеку от нашего промыслового стана лопотала листвою тополиная лесополоса, вдоль которой торчали невысокие бетонные столбики проволочной ограды. И вот мы стали замечать, как на эти столбики изредка присаживалась поющая кукушка. Посидит-попоет на одном, перелетит на другой, третий...— и так далее, пока не кончится коротенькая лесополоса. Что она, столбики считает, что ли?

Наконец случай помог разгадать столь странное поведение кукушки. Я шел вдоль лесополосы, когда совсем близко от себя увидел низко летящую птицу. «Ку-ку»,— пропела она на лету, отбросив у меня всякие сомнения в том, с кем имею дело. Наша кукушка! Причем самец. Многие полагают, что кукуют кукушки-самки, а на самом деле кукует самец, беря на себя бремя неприязни, вызываемой у

нас кукушечьим образом жизни.

Птица, которую я заметил, села, как обычно, на один из бетонных столбиков. Вертя хвостом и как бы раскланиваясь на разные стороны, она продолжала свою незатейливую, но всегда волнующую песню. Мне захотелось рассмотреть певца получше. Я пересек лесополосу и поза деревьями стал осторожно прокрадываться к недоу. И вдруг замечаю: я крадусь не один. Впереди меня, меж редких тополиных стволов, тихохонько поскакивает еще одна кукушка! Путь ее зигзагообразен, с частыми остановками для осмотра. Особенно привлекали кукушку заросшие травой выбоины, кочки, валежины. Догадываюсь: кукушка выискивала гнезда!

А тем временем возле кукующего на столбике самца уже обеспокоенно запорхали и записклявили мелкие певчие птички — парочка желтых трясогузок и расписной красавчик дубровник. Всем троим появление кукушки явно не понравилось.

Таков старый воровской прием у кукушек: пока самец кукует на виду и отвлекает внимание птиц, самка выискивает их гнезда, чтобы наградить яйцом-подкидышем.