Юный Натуралист 1990-06, страница 11

Юный Натуралист 1990-06, страница 11

9

раются начать через несколько лет. Может быть, сейчас, пока не начались масштабные работы на полуострове, надо взвесить все «за» и «против», решить, что выгоднее: добывать газ, разрушая природу, или пока подождать, занявшись энергосбережением?

Дело в том, что проблемы Ямала волнуют не только нас, но и жителей других стран. В первую очередь скандинавов. Швеция, Дания, Финляндия и Норвегия собираются покупать у нас природный газ. Кроме того, эти страны первыми столкнутся с проблемами, если Ямал станет зоной бедствия — ведь они располагаются на побережьях тех же северных морей. Вот и решили ученые и журналисты этих стран съездить на полуостров Ямал, чтобы на месте самим во всем разобраться. А помогало им организовать эту поездку движение народной дипломатии под названием «Следующая остановка — СССР», центр которого расположен в Дании. Вот так и получилось, что в конце прошлого лета в Москву прилетела группа скандинавов, здесь к ним присоединились трое советских участников, и мы все вместе отправились на Север. Нашей целью был полуостров Ямал.

ТРЕВОЖНО!

Кто побывал на Севере Сибири, знает, в каких сложных условиях приходится там существовать живым организмам. Зимой это снежная равнина, по которой ветер гонит жесткую поземку. Местами

встречаются холмы или небольшие горы, поросшие невысокими искривленными деревьями. Летом тундра оттаивает в глубину на несколько десятков сантиметров и на сотни километров покрывается болотами. В эти края пришли геологи и буровики со своей тяжелой техникой и с замашками «покорителей природы». На тяжелых гусеничных вездеходах они ездят по тундре, оставляя глубокие рубцы. А надо сказать, что в условиях низких температур растительность очень медленно восстанавливается после одного такого проезда. Но в тундру пришли тысячи людей на сотнях вездеходов — можно представить, как они изрезали растительный покров и «перепахали» почву.

Потом начали устанавливать буровые вышки. Каждая со всеми хозяйственными постройками занимает площадь в не

сколько гектаров. Растительность там уничтожается полностью. При бурении скважины используется буровой раствор. Он необходим для буровиков, но ядовит для всего живого в тундре, а его постоянно разливают, сбрасывают в ближайшие озера и вообще не знают, как от него избавляться после окончания бурения скважины. Для того чтобы работали двигатели буровой установки, надо тысячи тонн топлива. Его привозят в металлических бочках, которые потом выбрасывают, а само топливо часто разливается. В результате после окончания работы, когда вышку убирают, оставшаяся площадка представляет собой страшное зрелище — обломки металлических частей, бревна, доски, мусор перемешаны и залиты бу

Крупная заболоченная и заозеренная низина.

2 «Юный натуралист» № 6