Юный Натуралист 1990-06, страница 19

Юный Натуралист 1990-06, страница 19

Для горожанина домовые воробьи привычны, как асфальт под ногами. И то, и другое мы не склонны баловать своим вниманием. Пожалуй, только искушенный натуралист способен по достоинству оценить этих птиц — весьма заурядных по своему внешнему облику, зато сполна наделенных чрезвычайно интересными и своеобразными особенностями биологии.

Без сомнения, это один из самых преуспевающих видов птиц на планете. Миллионы воробьев заселили все континенты, за исключением Антарктиды. И, конечно же, столь впечатляющая экспансия осуществилась прежде всего благодаря тесным и многообразным связям воробьев с человеком, начало которым, как считают ученые, было положено еще на заре развития земледелия более десяти тысяч лет назад.

Во многих районах Туркмении, Узбекистана и Таджикистана домовые воробьи избегают населенных пунктов, ведут себя, как настоящие перелетные птицы, и селятся громадными колониями, где число гнезд нередко переваливает за тысячу. Воробьиные города тяготеют к рекам и каналам, обрывистые берега которых бывают столь густо испещрены птичьими норками, что напоминают пчелиные соты.

Всю зиму колонии пустуют. Зато в конце апреля начинается форменное нашествие несметных полчищ воробьев, спешащих с юга к местам гнездовий. Тяжелое это время для земледельцев: оголодавшие за время долгого перелета воробьи способны

НАШИ СОСЕДИ

за считанные часы смести урожай с полей поспевающего озимого ячменя или пшеницы. Сразу после вылета птенцов нашествие среднеазиатских домовых воробьев начинается с новой силой. К счастью, уже в начале сентября домовые воробьи покидают Среднюю Азию, направляясь в Пакистан и Индию.

Поиски семейной квартиры входят в компетенцию самцов. Уже в конце зимы поодиночке или небольшими стайками шныряют они под крышами домов, по лоджиям и балконам. Выбрав подходящее место, самец громким чириканьем начинает превозносить его достоинства, стремясь привлечь внимание самки. В то же время этр и предупреждение соперникам о том, что по поводу свободной жилплощади им следует обратиться по другому адресу.

Семейная жизнь быстро налаживается, и новоселы приступают к обустройст

19

ву жилища, заполняя его сухой травой, шерстью, пухом, нитками, обрывками бумаги и клочками ваты. Затем самка откладывает в гнездо пять-шесть яичек, и оба партнера приступают к насиживанию, а затем — к выкармливанию птенцов. После вылета молодых родители обзаводятся новыми наследниками, а их старшие отпрыски, объединившись со сверстниками в большие, шумные стаи, кочуют по городским окраинам, паркам и скверам. Время от времени в стаи вливается новое пополнение по мере того, как покидают гнезда птенцы из второго и третьего выводков. А вскоре, закончив гнездовые дела, здесь появляются и взрослые воробьи.

В разгар бабьего лета среди воробьев вновь возникает жилищный ажиотаж. Глядя на то, .как старательно обшаривают самцы карнизы домов в поисках убежищ, азартно защищают их и громким чириканьем призывают самок, можно подумать, что дело идет к весне. К тому же некоторые пары и вправду начинают постройку гнезд. Однако зиму не обманешь. Задуют холодные ветры, полетят белые мухи — заботы о хлебе насущном отодвинут в сторону все воробьиные дела. Но воробьи не склонны предаваться унынию. Пройдут два-три самых трудных месяца, и уже в ясные и морозные февральские дни бодрое чириканье вновь вольется в не-умолкающий городской шум, возвещая о том, что весна теперь в самом деле не за горами.

В. ИВАНИЦКИЙ, кандидат биологических наук

2*