Юный Натуралист 1990-06, страница 21

Юный Натуралист 1990-06, страница 21

21

хочется — пусть попытаются. И поехали они на Ивановский кордон.

Не скоро попал я туда. Когда добрался, дом был пуст — замки на дверях в таких местах не вешают.

От ручья тянуло дымком, и какой-то молодой человек «колдовал» у костра — готовил еду. Он сказал, что все ушли, а они тут вдвоем со Светланой, дочкой лесника. Я, говорит, присматриваю за ней, чтобы на медведя не наскочила. И тут из-за кустов вышла девочка лет восьми, в тельняшке, длинноногая, с распущенными по плечам золотистыми волосами. Она поздоровалась со мной, как взрослая, назвав меня по имени-отчест-' ву.

Ивановский кордон стоит чуть в стороне от побережья. Густой дубняк принимает на себя сильные ветры, и под его пологом здравствует своеобразный растительный мир. Такое разноцветье, что диву даешься. Но заменит ли все это великолепие маленькой девочке общение с ее сверстниками?!

Светлана, словно угадав мои мысли, сказала:

— Здесь совсем не скучно,— и обвела взглядом светлую лужайку у дома, ручей, сбегающий к морю.— Кролики у нас живут забавные — Труся и Белка. Люблю рассказы про животных, особенно про белых медведей.

Светлана низко приседала к цветкам, показывала мне их, правильно называя, а у деревьев отмечала какие-нибудь их особенности — то забавно искривленную ветку, то сползшую кору...

— А вот здесь растет моя магнолия.

На пологом склоне трепетали от легкого ветерка и отражали солнечные лучи большие глянцевые листья редкого дерева. Глубоки были на нем следы топора, но, обреченное кем-то на гибель, оно выстояло — две зеленые веточки пошли в рост и заменили со временем материнский ствол.

Через день я покинул Ивановский кордон. Надо было успеть побывать и в других местах. Неожиданные обстоятельства вынудили меня через некоторое время повторить маршрут на кордон Ивановский. Пришло сообщение, что лесник Аленичев остановил работу отряда ученых-энтомологов, которые вели массовый отлов бабочек, жуков и мух импортными ловушками. Одни работники заповедника считали, что наука требует жертв и иногда позволительно брать из природы даже редкие виды, другие заявляли, что такое вмешательство недопустимо на заповедной территории.

На пути к кордону на побережье я увидел горы водорослей анфельции, выброшенные морем на песок. Пропадает такое богатство. Почему бы не использовать рационально дары моря, не дать им напрасно погибнуть?

А вот и устье реки, по которой идет на нерест красная рыба. На берегу теснятся строения, много людей, собак. В этом году хоть чуть отодвинута от уреза воды колючая проволока — и то хорошо! А как надо беречь эту нерестовую реку!

В дубняках на кордоне летали красивые бабочки, ползали жуки, не размыт? ляя о своей участи. Волновался лесник Аленичев, осмелившийся остановить академическую науку, переживал руководитель энтомологического отряда из-за вынужденного простоя.

Я не сразу заметил, что при горячем споре присутствует дочь лесника — та самая девочка в тельняшке. В ее больших голубых глазах я прочел совсем не детский интерес к происходящему, и она, как мне показалось, лучше всех нас знала, как разрешить конфликт...

В увлекательном путешествии побывала московская школьница Лена Бычихи-на. Ее мама, индолог по профессии, отправляясь в Индию, взяла туда с собой и дочь на время ее осенних каникул. Лена по свежим впечатлениям написала интересные рассказы. Послушайте один из них.