Юный Натуралист 1990-07, страница 31

Юный Натуралист 1990-07, страница 31

29

нии. Обычно это достигается практикой.

Косе положено быть острой, подобно бритве. Это намного облегчает труд косца. Подготавливая, ее отбивают и затем, по мере затупления, точат. Отбивка производится с помощью «бабки» — на-коваленки и молотка с узким бойком. Рабочие поверхности инструментов должны быть гладкими. Полотно косы нижней стороной кладется на «бабку», и по лезвию узкой частью молотка наносятся легкие удары. При отбивке лезвие оттягивается, становится тоньше и лучше затачивается.

Отбивание требует большого умения. Начинают отбивать от «пятки» косы и идут к «носку». Если косовица длится целыми днями, отбивать приходится каждый день. Зависит это также от густоты и жесткости травы. Всех трудней скашивается степной ковыль и колосистый пырей.

На утренней заре перекликается с перепевами петухов постукивание торопливых молоточков, готовя отдохнувшие косы.

После отбивки косу точат, пользуясь бруском или смолянкой. Смолянка — это дощечка шириною в два сложенных пальца. Конец ее вырезан в виде ручки. По обеим сторонам дощечки нанесен слой наждака, приклеенный смолой (отсюда и название).

Часто, без надобности, точить косу не следует. От этого преждевременно стачивается тонкое лезвие.

Кошение ведется круговыми движениями косы с двух размахов. Левый срезает траву, правый — обратный, холостой, по той же дуге. Дуга размаха в пределах полукруга. С каждым рабочим взмахом косарь продвигается в глубь травы, срезая примерно 15—20 сантиметров. Ширина прокоса — 1,5—2 метра и зависит от длины косовища. Срезанная трава произвольно сдвигается в валок.

Косьба работа очень тяжелая. Требуется выдержка и терпение. С косой не расшатаешься. При каждом шаге продвинешься только на половину ступни. Кроме того, чтобы правильно управлять косой, нужен большой навык. Вот, например, маленькая досадная помеха: иногда при сдвиге срезанной травы в валок некоторые непослушные травинки теряются на прокосе. Если их оставлять, прокос будет выглядеть засоренным, и косаря засмеют. Но «беду» можно поправить: при обратном взмахе концом косы эти

нескошенные травинки отбрасывались к нескошенной траве. И при новом срезе вместе сдвигались в ряд.

Косы выпускались стандартной длины, под номерами. Были и детские.

Детей к этому нелегкому труду не принуждали. Но мальчишки и девочки в шесть-восемь лет находили в косьбе свою радость. Чуть-чуть научившись владеть косой, ребята даже устраивали соревнования: кто быстрей и аккуратнее пройдет прокос. Брусок и смолянку им не доверяли. Неумеючи опасно. Поточит кто-нибудь из старших.

Бывало и так: «горячий косарь» всадит косу в почву. Конец косы остался там, а половина на черенке. Расстроился, чуть не в слезы. Но за это ребятишек не корили. В шутку только заметят: «Что ж ты вместо травы землю начал косить? Ладно, не горюй, новую купим».

Еще ребята любили носить на луг косарям обед. Собирались по-соседски, трое-пятеро. В крынках с привязанной к горлышку лямкой тащили квас, кашу, тюрю. В узелках — миски, ложки, хлеб, огурцы, лук, соль. На обратном пути собирали ягоды...

На лугах помещиков и зажиточных крестьян стрекотали тогда и конные косилки. Режущий аппарат косилки схож с устройством машины для стрижки волос. После скашивания луг оставался сплошь покрытым травой. Сено сгребали специальными конными граблями. * * *

Луговину не узнать. Позавчера была полосатой, а сегодня гляди — переродилась. Вся осыпана пушистыми охапками.

Самое главное — вовремя уложить подсохшее сено в стог. Плохо, если оно пересохнет, потеряв часть нежного аромата. Еще хуже, если сено намочит дождь, оно потеряет вкусовые качества.

Есть два способа уборки в стог: из копен и скаток. Обычно ряды сгребали в копны. Эта операция захватывает и старых и малых. У ребят грабли поменьше, полегче.

Грабли приспособлены не только для сгребания, ими и охапку можно брать.

Луговина, обстроенная копнами,— красива. С пригорка кажется, что это громадный противень и на нем полусотня душистых, лобастых булочек.