Юный Натуралист 1992-02-03, страница 16

Юный Натуралист 1992-02-03, страница 16

Добытого в феврале зайца называют — заяц-настовик.

Наст — несчастье для всех копытных. Страдают кабаны, косули, олени. Л\ас-сивный лось, шагая по сугробам, проваливается в снег по брюхо, до крови обдирая кожу на ногах. Этот сильный зверь, который обычно кормится по всему лесу, легко передвигается и уходит от опасности, вынужден забираться в глушь, ограничивая свое местопребывание небольшим пространством. Он подолгу не выходит из укрытия, голодая при этом.

А в это же самое время, радуясь свету и солнцу, по-весеннему задорно и звонко поет на опушке большая синица: ци-ци-фи, ци-ци-фи... А в глухомани пробует голос тетерев. Нет-нет да и забормочет потихоньку свою загадочную весеннюю песенку, которую в апреле всегда с великой радостью слушают все охотники. И петух-глухарь уже разучивает брачные куплеты, чтобы петь их в апреле без устали, без перерыва — все зори напролет.

Но боровая птица-рябчик, впрочем, как и все остальные боровые птицы, в.конце февраля даже в очень морозный вечер ни за что не нырнет на ночевку в снег. А ведь зимою рябчик делает это с удовольствием и, спасаясь под снегом от холода, довольно часто сидит там даже днем. А сейчас — страшно. Нырнешь — и не вынырнешь. За ночь мороз может выковать такую непробиваемую броню — никаких сил не хватит пробиться наверх. Так и сгинуть недолго в ледяной моги

/Рис. Р. Мусихиной

Дорогие друзья! Вот и февраль — три часа прибавилось. И я, ваш Главный Почемучка, радуясь свету и солнцу, хочу начать заседание нашего Клуба с вопроса Наташи Шиляевой: «Почему добытого в феврале зайца охотники зовут — за-яц-настовик?»

Рассказывает Василиса Васильевна Фомичева.

ПО НАСТУ

Снег к концу зимы уплотняется, крепнет, после коротких оттепелей и февральских морозов покрывается ледяной коркой — настом. Под тяжестью человека или животного наст с хрустом ломается, а его осколки остры как бритва.

Представьте себе, что в период крепкого наста блаженствует — как вы думаете кто? — заяц! Он не проваливается в снегу, а напротив — после дневной лежки лихо мчится по ночной опушке не оглядываясь. Даже быстроногая, ловкая рысь не способна настигнуть стремительного зайца, скачущего по крепкому насту. Рассказывают, что в февральскую лунную ночь на лесной поляне можно увидеть заячью свадьбу. С играми и плясками. Отважные и грациозные зайцы-кавалеры выкидывают такие коленца, так прыгают и скачут. — залюбуешься...

Но жизнь противоречива. Держи ухо востро! Крепкий наст хорошо держит и охотника на лыжах. А ему ничего не стоит взять на мушку увлеченного игрой беляка.