Юный Натуралист 1992-02-03, страница 18

Юный Натуралист 1992-02-03, страница 18

18

мощные щенята. Родители, работая «не покладая лапок», за несколько часов высоко надстраивают дом. Детеныши спасены!

Никогда не застает зверей врасплох зима. Они чуют приближение холодов и до первого льда приводят в порядок жилище. В строительстве участвуют все. На самый верх «семейного дворца» с охапкою корневищ весом едва ли не в половину веса своего тела уверенно влезает старый самец — глава семьи. За ним ползет карапуз и тоже тащит клочок тины. Чем выше хатка, тем трудней втаскивать строительный материал. Для облегчения по стенкам домика проложены дорожки, они спиралью, подобно горной тропинке, поднимаются к вершине.

Размер главной ондатровой хатки едва уступает бобровой: диаметр около четырех метров, высота около двух. Вход вводит в просторную столовую. Она служит и местом, где звери чистят мех: прежде чем влезть в сухое гнездышко, надо стряхнуть с шубки воду. Гнезд не больше трех, в зависимости от состава семьи. Вокруг семейной хатки, где обычно обитают пара взрослых зверей и молодняк нескольких пометов, в радиусе около 50 метров размещаются подсобные помещения, кормовые столики, уборные.

Встречаются и хатки-кладовые, куда прячут запасы пищи. Чтобы зимой во время дальних походов к подводным кормовым лугам не задохнуться подо

льдом, на ледяных дорогах звери устраивают систему «продухов». Название точно передает назначение постройки высотой 20—30 сантиметров: сделать в ней остановку и пополнить запас воздуха в легких. На Балхаше семья из 10—12 зверьков отстраивает к зиме до сорока хаток различного назначения — целый городок!

В Якутии зверек ухитряется реконструировать жилище даже в мороз. Делается это так. В отверстие в наружной стенке заталкивают пучок травы. На сильном морозе «пробка» затвердевает. Изнутри звери проедают в травяной пробке полость и делают новое отверстие наружу. В него тут же заталкивают новый пучок травы, который на сильном морозе затвердевает. И так — раз за разом. Выступ растет — и скоро от стены хатки тянется внутренний туннель.

Пролетая ранней весной над мелководьем Амударьи, видишь с высоты среди тростниковых джунглей ондатровую страну.

А когда зимою идешь тростниковыми зарослями, где живет ондатра, то кажется, что непонятный косарь набросал на лед копны тростника. Не сразу догадаешься, что это — ондатровые домики на воде.

Мой второй вопрос, ребята. У моржа огромные бивни — что кинжалы. Они придают зверю свирепости. НО СВИРЕП ЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ МОРЖ? И ДЛЯ ЧЕГО ЕМУ СЛУЖАТ ОСТРЫЕ БИВНИ?

Коля Павлов пишет: «Я видел в книге картинку паука-птицееда, который поймал колибри. Неужели паук ест птичек?»

Коля! В мире существует целый отряд пауков-птицеедов. Они живут в тропиках, охотятся ночью за насекомыми, мелкими позвоночными, включая птенцов. Птицеедов 15 тысяч видов. Длина обычного птицееда — около 5 сантиметров, а яванского — около 10. Некоторые пауки ядовиты.

Рассказывает Хильда Гусман Монте-лонго, наша гостья из Мексики.

ТАРАНТУЛ

Мой отец много лет работал телеграфистом на железной дороге, и поэто-