Костёр 1960-06, страница 22В Древней Греции любили смотреть кукольные представления. Богатые приглашали кукольников к себе на пиры и празднества, а для простого люда театр располагался на залитых солнцем улицах и площадях. Но прошли столетия, и все изменилось. То, что греки считали прекрасным, теперь объявлено «нечестивым», колдовским. Посмотрите, какой забавный город. Кажется, что шпилей соборов больше, чем крыш обыкновенных домов. Город спрятался за толстую стену и ощетинился своими шпилями, словно еж. ...Вот на праздничную площадь, полную народа, выезжает пестрый балаган. Сразу вокруг собирается толпа. Кукольники распрягают лошадей, ставят ширму. Представление началось. На сцене — рай. Но пе тот рай, о котором рассказывают священники. Бог в этом раю — ленивый, глуповатый старик, ангелы — веселые плуты, которые только и делают, что обманывают бога. И бог, и ангелы, и черти говорят попросту, не стесняясь в выражениях. Совсем как торговцы и горожане па этой шумной площади. Столпившиеся вокруг балагана люди хохочут от души. Один мальчишка кричит: «Смотри, ведь они живые. Хозяин только привязал их на нитки, чтобы они не убежали!» И вдруг толпа расступается и смолкает. К балагану идет священник. «Колдовство!» — говорит он, указывая на марионеток. Стражники хватают кукол и вместе с хозяином бросают их в повозку. Через неделю па этой же площади совершается торжественная и страшная церемония. У большого столба на куче хвороста стоит хозяин балагана. Лицо в ссадинах и шрамах. Его пытали, требовали, чтобы он сознался в колдовстве. лы, раньше такие веселые, грудой лежат около столба, они поломаны, изорваны. На допросе кукольник сказал инквизиторам, что он любит своих маленьких актеров больше чем бога: бог ничего не дает, а куклы кормят своих хозяев. Суд постановил сжечь нечестивца вместе с его деревянными дьяволятами. Но не удается священникам уничтожить всех кукол на земле. Балаганы ездят по дорогам. Они минуют города и останавг-ливаются на деревенских площадях. Кукольники играют в придорожных трактирах, а в это время кто-нибудь из зрителей сторожит на улице. Он даст знак в случае тревоги. Простые люди прячут кукольников, помогают им... ЕТРУШКА-ПУЛЬ ЧИНЕЛЛА- ПОП Ч-ЕАШПАРЕЕ-ЕАШПЕРЛЕ- Что означает такое заглавие? Это имя. Его можно было бы сделать длиннее, но только не хватит места. Около трехсот лет назад в кукольном театре появился новый беспокойный герой. Каждый народ назвал его по- EAJPATE3 своему. В России это был Петрушка, в Италии — Пульчинелла, во Франции — Полишинель, в Германии — Кашперле и Гансвурт, в Англии — Понч, в Чехословакии — Кашпарек, в Турции — Карагез. Этот беспокойный герой — 22 |