Костёр 1964-03, страница 10

Костёр 1964-03, страница 10

ЛОТЕРЕЯ

СВОБОД Ы

Застав однажды Тараса за рисованием, Энгельгардт приказал выпороть мальчика на конюшне, однако, поразмыслив, решил, что неплохо будет обзавестись домашним живописцем. В случае чего мастерового человека можно подороже продать.

Так попал Тарас к петербургскому цеховому мастеру живописных и малярных дел Ширяеву.

Белыми ночами приходил юноша в Летний сад и рисовал статуи.

За этим занятием и застал его как-то художник Сошенко. Ему понравились рисунки

Тараса и он познакомил Шевченко с несколькими влиятельными людьми.

Слухи о молодом крепостном художнике дошли до самого Брюллова, Великого Карла, как его величали друзья, самого знаменитого художника того времени.

Было ясное зимнее утро. В большой светлой мастерской Брюллова находился гость. Художник писал его портрет. Сеанс приближался к концу, когда появился слуга и доложил о приходе двух посетителей. Брюллов заметно оживился.

— Проси, проси, — весело закричал он.

Впереди шел Тарас Шевченко, за ним его

приятель украинский баснописец Гребенка. «Великий Карл» стремительно шагнул к вошедшим, сильно тряхнул руку Шевченко, внимательно его осмотрел. Потом, озорно сверкнув глазами, сказал:

— Хорош, натурален. Будет толк — я видел твои рисунки.

Тарас смутился. Его похвалил сам Брюллов. Мог ли мечтать он о большем? Юноша в волнении теребил баранью шапку.

Нужно было решить самый сложный вопрос: как вызволить Шевченко из крепостных.

Великий Карл отправился сам к Энгель-гардту. Он вышел от него взбешенный. «Это самая крупная свинья в торжковых туфлях. Это вандал», — говорил художник.

Энгельгардт за выкуп Шевченко назначил фантастически высокую цену — 2500 рублей. При этом он изрек: «Деньги — и больше ничего! Филантропия тут «и при чем. Шевченко— человек ремесленный, при доме необходимый...»

Но желание друзей Шевченко освободить его от крепостного ярма было так велико, что Брюллов написал портрет поэта Жуковского, который разыграли в лотерее.

Лотерея прошла успешно.

22 апреля 1838 года Тарас Шевченко получил вольную.

Начиналась дорога в будущее.

Ю. Марголис