Костёр 1966-12, страница 24

Костёр 1966-12, страница 24

шт

Л и нега — тесто ссылки А. С. Грина

мысль: если Грин пользовался таким «расположением» жандармов, то где-то должны сохраниться об этом документы.

Большая часть архива охранного отделения сгорела во время революции: сжечь его пытались сами жандармы. Но кое-что из архива все же уцелело.

И вот я в Москве в Центральном государственном архиве Октябрьской революции. Вот самый первый рассказ Гри-на «Заслуга рядового Пантелеева». Вслед за рассказом мне попалась «тетрадь» записей жандармов о слежке за Грином. Записи были сделаны в 1914 году. Избрав объект для наблюдения, жандармы прежде всего давали человеку кличку. От подлинной фамилии Грина — Гриневский они отняли три первые буквы — «Невский».

Вот первая страничка записи от 3 сентября 1914 года. (Кстати, правил русской грамматики для шпиков не существовало).

«В 12 часов дня вышел из дому и по указанию надзирателя регистрационного бюро Зан-чихина был взят под наблюдение по выходе отправился на

Литовский проспект в дом 19, где главная контора журнала «Геркулес» пробыл 10 минут вышел и отправился на Невский пр., где встретился с неизвестным господином, с которым прогуливался по Невскому проспекту, расставаясь неизвестный отправился под наблюдением Васильева, а Невский пошел по Невскому пр. д. 81 в подъезде, где помещаются меблированные комнаты «Белград» пробыл 30 м. вышел и отправился на Невский д. 96 в подъезд, где тоже помещаются меблированные комнаты «Север» пробыл час вышел и тут же встретился с неизвестным мужчиной, с которым поговорил немного, расстался. Неизвестный пошел без наблюдения Невский отправился на Владимирский пр. д. 16 во двор, где имеется столовая пробыл 30 м, вышел пошел по Владимирскому пр. д. 1 в парикмахерскую, постригся и побрился по выходе отправился по Невскому пр. д. 96 в булочную купил булок и возвратился домой. Больше выхода не видели».

Что же дала эта находка? В этой записи для меня самое ин

тересное было упоминание о журнале «Геркулес», где в дальнейшем удалось найти много неизвестных произведений Грина.

Вот другой документ из архива охранки — рапорт начальника тюрьмы севастопольского градоначальства товарищу прокурора симферопольского окружного суда:

«Содержащийся под стражей во вверенной мне тюрьме за ротмистром отдельного корпуса жандармов Васильевым арестант, именующийся Александром Григорьевым (у Грина, бежавшего в ноябре 1902 года из солдатчины, был паспорт на имя Александра Степановича Григорьева, мещанина из города Пензы. — В. С.), покушался 17 сего декабря на побег из тюрьмы при следующих обстоятельствах: гуляя около двух часов дня в тюремном дворе у выхода из тюрьмы под присмотром тюремного надзирателя Дунюшкина, он, проходя по направлению к банному двору, сбросил с себя пальто и быстро пробежал в этот двор к стене ограды, через которую висела веревка, переброшенная через стену неизвестным пособником к побегу его; посредством этой веревки он и пытался бежать, схватив за один конец ее, стал ее тянуть к себе, вытягивая ее во двор. Но у самой стены был схвачен тюремными надзирателями Дунюш-киным и Лавриновым.

Произведенным осмотром местности покушения на побег оказалось, что часть стены ограды, через которую была переброшена веревка, выходит па глухую местность, проходящую между тюремной оградой с одной стороны и между оградой арестного дома и городской больницы с другой. Веревка эта имеет около 27 арш[ин] длины и около 72 дюйма толщины с узлами через каждые 3Д аршина и за оградой в той мест-

20