Костёр 1967-09, страница 51

Костёр 1967-09, страница 51

$ \

— Самые высокие лягут! Вот коверчик! — сказал он. — Низкорослым лучше сесть на стулья. Остальные станут позади! За стульями!

Он командовал словно полководец на поле боя:

— Клинков не обнажать! Револьверов и пистолетов из кобур не вынимать! Вы — командиры Красной Армии. Оружие у вас для боя, не для забавы!

Командиры, ощупывая на себе шашки и кобуры пистолетов, вздохнули. Вася, стараясь, чтобы никто не заметил, тихонько вдвигал обратно в ножны клинок шашки.

Фотосъемка закончилась быстро, но командиры не торопились покинуть ателье. Измайлов снова подошел к портрету Ленина. Заметив это, фотограф спросил:

— Нравится?

— Очень! — ответил Измайлов.

Фотограф объяснил, что может сделать

портрет любого человека и во весь рост и маленький, с ноготок.

Не искушенный в фотоделе Измайлов удивился. Вытащив из кармана галифе часы, он спросил, в силах ли тот сделать портрет Владимира Ильича такого размера, чтобы поместить его на циферблате между цифрой 12 и осью стрелки.

— Конечно! С большим удовольствием! — ответил фотограф с профессиональной гордостью.

На следующий день командиры зашли в фотоателье за снимками.

Фотограф показал Измайлову портрет Ленина.

— Какой крохотный! Как это вы...

Измайлов растерянно глядел на микроскопический портрет и не находил слов, чтобы выразить свое восхищение.

А тем временем фотограф взял у него часы, ловко приподнял выпуклое стекло, затем примерил миниатюрное фото, аккуратно обрезал края и, мазнув с обратной стороны клеем, укрепил на циферблате.-

— Это вам на память! — сказал он на прощанье.

* * *

Прошло пятнадцать лет.

Измайлов работал в Ленинграде в филиале музея В. И. Ленина.

Однажды в рабочий кабинет Измайлова постучали.

В комнату вошел представительный, пожилой мужчина в форме офицера флота. Он слыхал, что музею требуется опытный фотограф, и теперь предлагал свои услуги. Последние годы он работал фотографом во флоте.

Офицер раскрыл портфель и показал несколько исполненных им фотографий.

Затем он вынул из внутреннего кармана кителя кожаный бумажник и извлек из него какие-то бумаги. Среди них Измайлов заметил вырезку из газеты.

Обрывок газеты был старым, пожелтевшим от времени. «Красный Николаев», — прочитал Измайлов сверху.

Измайлов сразу вспомнил группу молодых

красных командиров, вспомнил Васю с двумя

*

кубиками в петлицах, город Николаев, фотоателье, свое наивное восхищение...

Неужели это он, тот самый фотограф?

Волнуясь, Измайлов вглядывался в лицо посетителя, но узнать его не мог. Видел-то человека всего два раза. Тогда он, сделав рукой неуловимое движение завзятого фокусника, щелкнул крышкой часов и поднес руку к лицу фотографа.

От неожиданности фотограф вздрогнул.

На ладони лежали карманные часы старого фасона. С циферблата между цифрой 12 и осью стрелки глядела на фотографа фотоминиатюра Ленина.

Фотограф вскочил со стула.

— Откуда она у вас?

— Узнаете?

— Так это вы, в мае тысяча девятьсот двадцатого?.. В Николаеве?..

— Ну, конечно...

— Вот это сюрприз! — проговорил дрожащим от волнения голосом фотограф и крепко

пожал руку Измайлова.

* *

Теперь остается только добавить, что вся история, о которой вы только что прочли, не выдумана — часы с крошечной фотографией Ленина, как память о грозном времени, до сих

пор хранятся у одного из авторов рассказа Владимира Николаевича Г русланова — бывшего командира красного кавалерийского эскадрона.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Как обновить старый стул?
  2. Страницы старых газет

Близкие к этой страницы