Костёр 1968-03, страница 18

Костёр 1968-03, страница 18

На праздниках, сборах, вечерах, перед концертами пио-нерыгтельмановцы и члены Союза свободной немецкой молодежи организуют лотереи, базары, ярмарки. Самодельные салфетки, бусы и ожерелья, обложки для книг и тетрадей, памятные медали из керамики раскупаются нарасхват. Все вырученные средства—сотни, тысячи марок — передаются в фонд помощи борющемуся Вьетнаму.

Школа Ани Морозовой

Поиск длился более двух лет. А начался он так.

Как-то в классе появилась книга Яна Пшимановского и Олега Горчакова «Минеры воздушных дорог». В повести рассказывалось об интернациональной подпольной группе в Сеще Брянской области в годы Отечественной войны. В группу входили чехи, поляки, русские. Группа добывала ценнейшие сведения о крупнейшей авиабазе немцев. По координатам, переданным партизанами, наши самолеты успешно бомбили аэродромы. Пылали, не поднявшись, фашистские стервятники, рвались в небе мины, установленные подпольщиками на самолетах.

Эту группу возглавляла комсомолка Аня Морозова. Авторы повести в нескольких словах рассказали о ее дальнейшей судьбе. После освобождения Сещи Аня была послана в Польшу, к партизанам. Известно, что погибла она в бою, взорвав себя гранатой.

После уроков харцеры сидели в классе и разговаривали.

Подвигу Ани Морозовой посвящен советско-польский телевизионный фильм «Вызываем огонь на себя»

А КАК БЫСТРЕЕ?

Дорогая редакция! В школе я изучаю немецкий язык. Мне он очень нравится. И поэтому я с нетерпением жду, когда у нас будет урок немецкого языка. Я учусь в седьмом классе. Многие наши ребята переписываются с пионерами разных стран. Я тоже переписываюсь с девочкой из Югославии. Снежана — так зовут мою подругу — пишет мне про свой родной Чачак, рассказывает о товарищах. А я пишу ей о своем Новокузнецке и о многом другом. Недавно я выслала Снежане по почте свои любимые журналы — «Костер» и «Пионер». А еще я хочу переписываться с мальчиком или девочкой из ГДР. И еще у меня вопрос: в каких конвертах лучше высылать письма? Снежане я отправляю письма авиа-почтой, а идут они чуть ли не полмесяца. Может, можно как быстрее?

Оля Цветкова

Дорогая Оля! К сожалению, пока почты быстрее «авиа» не существует. Вот адреса двух школ ГДР: г. Карлмарксштадт, школа им. Фрица Эккерта; Берлин, Каров, школа № 14. В этих школах существуют клубы интернациональной дружбы. •

— Так же погибла и наша партизанка, — задумчиво произнесла Ева Хажиньска.

— А может быть, та могила, что у околицы села — и есть могила Ани Морозовой, — неуверенно предположил Рышард Пазик, — помните, как рассказывала старая Чесла о последнем бое партизан.

...Неравный был бой. Фашисты наседали со всех сторон. Они подожгли дом, где отстреливались партизаны. Среди них была черноволосая девушка. Она вела огонь из автомата. Девушку ранило в руку и раздробило кость. Когда пламя охватило дом, пришлось отходить к небольшой рощице. Здесь раненую спрятали. Партизаны же, чтобы отвлечь внимание немцев, кинулись в другую сторону. Но овчарка напала на след девушки. Последний патрон... Бросок гранаты. Один фашист упал, другие залегли. Партизанка сжала последнюю лимонку. На мгновение стало тихо.

— В плен? Не возьмете! — крикнула в предрассветные сумерки. Выдернула чеку, упала на гранату...

Это все, что знали харцеры о русской, похороненной на сельском клад

бище. Решили они написать в журнал «Дружба».

Ответил им полковник Ян Пшима-новский, один из авторов повести. Ему было известно, что Аня погибла где-то недалеко от Варшавы. Предположение ребят, что именно возле их села вела свой последний бой партизанка, было не лишено оснований. Но это надо доказать. Харцеры обратились к работникам архивов Советского Союза. Их сообщения и подтвердили правильность догадки школьников.

А в городе Гродно мать Ани Евдокия Федотовна получила письмо со штампом «Международное». Харцеры писали ей, как им удалось разыскать могилу дочери. Они просили рассказать о детстве Ани, ее школьных годах.

Теперь Евдокия Федотовна большой друг харцеров. Она подарила им последнюю фотографию дочери. С нее самодеятельный художник Станислав Томович написал большой портрет.

У портрета в любое время года алеют живые гвоздики.

А школа в польской деревне Град-жаково носит имя Ани Морозовой.

Т. Сергеева

Сколько писем из-за границы получил КОСтя ТЕРкин в один день! В каждом, наверное, приглашение в гости... Жаль только, сильный дождь настиг почтальоншу тетю Машу на пути в редакцию и смыл все надписи

на конвертах и марках. * .

Откуда же, из каких стран пришли эти письма — помогите КОСте разобраться!

Почтовые марки для этой викторины подобрали члены кружка юных филателистов при доме культуры имени Цюрупы в Ленинграде.

Президиум кружка — ученик 9 класса 282 школы Володя Малышев, ученик 7 класса 155 школы Сергей Алиевский и ученица 8 класса

283 школы Ирина Кащеева.

Руководитель кружка — член правления Ленинградского отделения Всесоюзного Общества филателистов Николай Михайлович Богачев,

12