Костёр 1968-03, страница 26Обложка нниги „База курносых" Ара Манжелес — одна из «курносых». Как и все остальные, она сочиняла для книжки рассказы и стихи. Но кроме того, она нарисовала ко всей книжке картинки. До сих пор, который бы раз ни переиздавалась, выходит «База курносых» с рисунками Ары. Теперь надо сказать, что письмо Горького ребята получили не в Иркутске, а в Москве: издательство премировало их за книгу прекрасной экскурсией, «база курносых» встала на колеса и через всю страну приехала в столицу. И это — особая, необычайно радостная страница в жизни кружковцев. В Москве они лопали прямо на съезд писателей. Приветствовали съезд с трибуны. И Алла Каншина от волнения перепутала слова и начала так: «Ребята!..» Но писатели не обиделись, а захлопали, и кто-то в президиуме даже закричал «ура». А потом «курносых» пригласил к себе Горький: «— Приходите ко мне чай пить. Там мне груши и яблоки прислали из теплых стран». И вот ребята дома у Горького, на Малой Никитской. Пьют чай, рассказывают о том, как живут в Сибири, как ехали. Слушают рассказы Алексея Максимовича. Читают свои стихи, например, такие: «У Зимнего дворца происходил бой. Временное правительство закричало: «Ой!» И давай скорее разбегаться». — Учиться надо, учиться, — снова и снова советует им Горький. Опять пора нам вспомнить об Аре Манжелес. Когда Ара шла к Горькому, она заранее огорчалась: роста она маленького, язык подвешен не очень, — нет, не обратит Алексей Максимович на нее внимания! А что вышло на самом деле, — пусть сама Ара и расскажет: ОО^о Один из рисунков Ары Манжелес «... — А кто из вас Ара Манжелес? Ничего не понимаю! Дальнейшие события закружились колесом у меня в голове и сделали там ералаш из моих мысленок: «Как Алексей Максимович меня заметил?» Я недоверчиво смотрю на него. Ему показывают: Вот она, Ара Манжелес, сидит красная как рак и грушу уничтожает. Потом меня извлекли из-за стола, и Надежда Алексеевна Пешкова пошла мне показывать свою студию. Мы прошли по комнатам и стали по лестнице подниматься вверх. На лестнице ковер. Я жадно ловила каждую мелочь. По стенам светлой студии висели гипсовые маски с полуоткрытыми губами, слепоглазые; висели рисунки, сделанные углем... Надежда Алексеевна допытывается: У тебя краски есть? Бумага? Я понимаю только одно: во мне приняли доброе, совсем не заслуженное мною участие, мне дают краски, бумагу, гипсовые слепки и говорят: «Учись, работай, расти, срисовывай до тех пор, пока не срисуешь хорошо, а потом посмотрим и, может быть, возьмем тебя в академию». Я, оглушенная, возвращаюсь к ребятам. Уходили мы и наперебой старались дотронуться до руки Алексея Максимовича, погладить и унести частичку тепла на всю жизнь. — Алексей Максимович, — сказала я жидким от волнения голосом, — разрешите вас поблагодарить... (Ах, не то я говорю). — За что?—он поднял удивленно брови. Стоит передо мной — большой... Мне захотелось броситься к нему и 12 |