Костёр 1968-11, страница 19МИХАИЛ ИСАКОВСКИИ Стихи, ставшие впоследствии песней под названием «Катюша», я начал писать в начале 1938 года. У меня, можно сказать, сразу, без особых усилий написались первые восемь строк, то есть первая половина «Катюши». Но потом работа застопорилась. Я не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти «на высокий берег, на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось пока отложить, хотя начало их мне определенно нравилось. Весной — в конце апреля или в начале мая — я по каким-то делам поехал в редакцию газеты «Правда». Там — в литературном отделе — я впервые встретился и познакомился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером, за которым уже «числилось» несколько весь-ма популярных песен, — таких, напоимер, как «Партизан Железняк», как «Песня о Щорсе» и другие. Матвей Исаакович сразу же стал выспрашивать — нет ли у меня каких-либо стихов, на которые можно было бы написать музыку. Я вспомнил про начатую «Катюшу» и ответил: — Знаете, стихи есть, и, по-видимому, их можно положить на музыку, но вся беда в том, что они не закончены: я написал лишь восемь начальных строк. — А вы можете сейчас пе реписать эти строки для меня? — Конечно же, могу, — согласился я. И тут же, сев за какой-то столик, написал: Рас иветали яблони и Попj груши аыли туманы над о рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег, на крутой. Выходила, песню заводила Про степного сизого орла, Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла... Я передал написанное Блан-теруи, по совести говоря, скоро позабыл об этом. Однако летом, когда я по какому-то случаю снова встретился с Матвеем Исааковичем, тот сказал мне, что музыку «Катюши» он написал, что, по его мнению, песня получилась хорошая, но необходимо дописать слова. Я обещал, что допишу. Но сделать это сразу почему-то не смог, а потом — в августе — я уехал на целый месяц в Ялту. И вдруг совершенно неожиданно для меня в Ялте появился Блантер и, узнав о моем местопребывании, приехал, чтобы «подогнать» меня. Мне он сообщил, что в Москве организован Государственный джаз-ор-кестр, руководит которым В. Кнушевицкий. В ближайшее время состоится первое выступление, первый концерт этого джаза. «Катюша» уже включена в программу первого концер V^/.V.y/.V yV.'.V.V.' « • • • • • • • .v.w.v.S !wfcv! л ■ та, и я немедленно должен дописать ее. Матвей Исаакович пообещал, что через два дня он снова приедет ко мне и что надеется увезти с собой совершенно полный и окончательный текст «Катюши». Я немедленно принялся за работу, хотя это было для меня крайне трудно: вне дома, вне привычной обстановки я почти не могу работать, у меня ничего не получается. Но дописать песню нужно было во что бы то ни стало, и я дописывал ее. У меня не сохранилось от тех дней ни каких-либо черновиков, ни каких-либо записей, но помнится, что через два дня я передал композитору пять или семь вариантов законченной «Катюши»—мол, выбирайте любой... Сам я, однако, выделил один CJ> вариант, который мне казался наиболее удачным, и я сделал на нем соответствующую пометку. После оказалось, что и Блан-теру больше всего приглянулся именно этот вариант. Таким образом, слова «Катюши» были одобрены нами обоими. 15
|