Костёр 1969-10, страница 59

Костёр 1969-10, страница 59

1

1

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО

9

Я родился в Сибири, В 1932 ГОДУ: а не в 33 -м, как ошибочно указано в моем паспорте и всех биографиях, Когда, закончив работу над поэмой «Братская ГЭС», я показал ее одно

шш

. . .....

му из моих самых опасных критиков -маме, она достала пожелтевшую фотографию: она и отец, выпускники Московского геологоразведочного ин

ститута, в накомарниках, около таеж-• ного костра. На обороте фотографии — «Здесь будет Братская ГЭС> 1932 год». Оказалось, что мои родители участвовали в экспедиции, определившей наиболее удобное место для будущей знаменитой плотины.

Свое сознательное детство я провел на станции Зима Иркутской области. Моя бабушка, украинка по происхождению, часто мне читала стихи Шевченко на родном языке. Шевченко был первым поэтом, которого я полюбил.

Меня всегда интересовала история нашей родины, и первое, что я сочинил, был исторический роман о гражданской войне на Кубани. яв« ляющийся перепевом моих любимых книжек «Железный поток», «Кочубей», «Над Кубанью».

Я очень любил народные песни и записывал их. Когда мне не нравились отдельные строчки, я переделывал их по-своему. Так постепенно начал писать стихи. В одном сихотворении говорилось о подвиге советского парламентера в Будапеште. До сих пор помню строчки:

Цветком нечаянным белел парламентерский флаг.

Помню потому, что мой отец сказал мне, что в этом эпитете «нечаянный» и есть секрет поэзии. Долгое время бомбардировал редакции своими

о

стихами, посвященными воине, приключениям пиратов и т. д.

Собственная жизнь мне казалась неинтересной, и только горазда позже я понял, что истинная поэзия заключается не в описании чьей-то «красивой жизни», а в описании и собственной жизни, потому что вычитанное из книг никогда не может сравниться с личными наблюдениями.

Впервые услышав стихи Маяковского, был потрясен его строчками о Есенине—«собственных костей качаете мешок» — и долгое время был задавлен Маяковским. Мои первые стихи, опубликованные в 1949 -м году, также книжка, вышедшая в 52-м, — печальный пример подражательства.

Я хотел выглядеть в стихах этаким гигантом и делал все, чтобы как можно меньше быть похожим на самого себя. Я не понимал тогда, что одно из непременных условий истинной поэзии есть неразрывность личности и произведений. Когда мы произносим имена Пушкина, Лермонтова,

53