Костёр 1969-11, страница 29

Костёр 1969-11, страница 29
МУЗЫКА

«Прощайте, годы детские, прощай, родная мать! Мы, школьники советские, уходим воевать»,— поют на сцене герои оперы «Семья Тараса». Эту оперу написал Дмитрий Борисович Кабалевский.

И сюиту про веселых комедиантов написал тоже он. Помните? На площадь старинного городка въезжает пестро раскрашенный фургон, и звучит из него зазывное: «Придите и послушайте комедиантов смех, и наши злые шуточки — да! — шуто-шуто-шуточки порадуют вас всех!»

А под задумчивый и чуть грустный вальс Кабалевского «Школьные годы» вы не раз, конечно, кружились на ваших праздничных вечерах.

Дмитрий Борисович — автор нескольких опер и симфоний, множества иных музыкальных сочинений, и о каждом можно разговаривать много и долго. Но я хочу сказать о другом.

Несколько лет назад Кабалевский приезжал в Ленинград. Я позвонила ему:

— Здравствуйте, Дмитрий Борисович! Пожалуйста, расскажите ленинградским ребятам по радио о том, как вы писали артековские песни!

Надо сказать, что эти песни тогда только вышли из печати и детские хоры и ансамбли их часто пели.

Кабалевский тотчас согласился. Он пришел в радиостудию и сел к микрофону.

Он говорил о том, что композитор, который хоть раз побывал в Артеке, никогда не будет писать непонятной, заумной музыки. Рассказывал, как малыши позавидовали: «У старших есть «Лагерь дружбы», а мы без песни!» — и пришлось специально для них сочинить задорную польку. Вспоминал, как была написана колыбельная «Спокойной ночи» — чтобы артековцы быстрей засыпали.

А когда он закончил свое выступление, оказалось, что магнитофон-то не включен! Его забыли включить — до того все техники, операторы, звукорежиссеры заслушались!

Случай редчайший на радио и не очень веселый — ведь из-за нас Дмитрию Борисовичу пришлось повторять все сначала. Но как угодно, а я не могу строго судить своих коллег: такой уж это удивительный у Кабалевского дар — дар рассказчика.

Говорит он просто, а за словами будто звучит сама музыка. И оркестр, и рояль, и скрипка. И сложные музыкальные премудрости вдруг становятся совсем простыми и понятными.

Заветная мечта Кабалевского — сделать всех ребят музыкально образованными, научить их любить и понимать серьезную музыку. Вот почему там, где сочетаются слова «дети» и «музыка», всегда рядом стоит имя Кабалевского.

Обсуждает ли Всесоюзный съезд композиторов вопрос о музыкальном образовании школьников, — Дмитрий Борисович выступает с горячей, яркой речью.

Появился ли новый детский хоровой коллектив,— Кабалевский поддержит его своим советом.

Нужен ли детям музыкальный театр, — «конечно же, непременно нужен», — говорит Дмитрий Борисович и помогает его организовать.

В этом году тридцатого декабря Кабалевскому исполняется шестьдесят пять лет. Его радиобеседы о музыке слушают миллионы — а теперь вот эти беседы пришли и на страницы «Костра». И это замечательно!

Светлана Тихая, музыковед

важной ее частью. Поэтому в искусстве отражается все, абсолютно все, чем живет человек. И не только один человек, а целые народы и даже все человечество. Нет в настоящем искусстве ничего, что не было бы так или иначе связано с человеком, с его жизнью. И нет в жизни человека ничего, что не нашло бы своего отражения в искусстве.

А из чего состоит человеческая жизнь? Что в ней главное—«серьезное» или «легкое»? Ну, конечно, «серьезное»: неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства, верная дружба и чистая любовь, большая радость и такие же большие печа

ли, события, вторгающиеся в жизнь человека, и события, потрясающие весь земной шар, борьба за свободу и справедливость, борьба за счастье, борьба за мир... Вот это все и служит источником большого, серьезного искусства, становится его содержанием, его смыслом.

Но ведь есть в жизни человека и другая сторона. Есть улыбка и смех, шутка и веселье, есть отдых и развлечения. Тут-то и возникает легкое искусство: юмористические рисунки и карикатуры, забавные рассказы и веселые стихи, развлекательные кинофильмы и эстрадные представления...

Возникает тут и легкая музыка.

Музыка оказывается нашим незаменимым другом, когда мы хотим развлечься после утомивших нас дел, повеселиться, собравшись на вечер в школе, в клубе или просто дома на дружеской вечеринке. Без музыки мы не можем ни потанцевать, ни попеть. Музыка создает особо праздничную атмосферу зимой на катке, летом на спортивной площадке, в пионерском или в туристском лагере.

Но всякая ли музыка окажется здесь на месте? Конечно, не всякая — это ясно каждому.

Вот захотелось потанцевать — для этого нужна специальная «танцевальная» музыка. Тут нам ни Бах, ни Бетховен не помогут. Не помогут и Глин-

4 «Костер» № 11

25