Костёр 1969-11, страница 37нет и в постель ложиться?» — спросила Прасковья Даниловна заигравшуюся внучку. Девочка хитро прищурилась: «Наверное, бурый мишка из зоопарка». В субботу с утра старики открыли балкон, и пока муж ходил за продуктами, Прасковья Даниловна вымыла балкон, дверь, стекла до блеска, почистила и разложила на стульях зимние пальто, рукавицы, мужнину шапку и успела даже прибрать и на кухне, и в комнате, и в прихожей. Проворство молодых лет осталось, только одолевала одышка и сердце тукало, будто сердилось. Часов около пяти раздался громкий, отрывистый с переливами звонок. Старики в один голос сказали: — Тасенька пришла. И оба радовались ясным веселым глазам, милому голосу: — «Соскучилась! Ужас!» — бурной ласковости, прохладе нежных щек, прижимавшихся к их лицам. Тася обошла всю квартиру, включила телевизор, поиграла выключателем люстры, подошла к балконной двери: — Как у вас хорошо! Уже балкон открыли? Солнце и ветер — продуется одежка. Ужас, как у вас хорошо! — Кушать-то хочешь или попозже? — Как вы, баба Паня? Если можно, после кинопутешественников? — Почему нельзя? Все в наших руках. — Прасковья Даниловна уходит в кухню, дело-то всегда найдется. Тася подсела к деду на тахту и звонко рассказывает: по географии — двойка. Влипла, не прочла даже, не ждала, что спросят. Придется исправлять, значит, даже старое повторять — кошмар! На физике с Белкой заспорили принципиально про детективы, и Белку тут же к Лельке Травкиной, а Тасе, вместо Белки, этого правильного Копытова подсадили. Из него на уроке слова не выколотишь — тоска! Да еще объясняй ему в переменку. Он с алгеброй в конфликте. — Товарищу помогать надо. А разговаривать на уроке не полагается, хоть и принципиально. — Дедуля, когда интересно, молчим как рыбки. На математике я и рта не открою. А если скука зеле-еная в крапинку? Радует и смех ее, и болтовня. Конечно, ленится, могла бы и в отличницы выйти, да не все добро в отметках. Погорячей бы к людям, делом бы любила, не только словами ласковыми да поцелуями. Правда, и то ладно, другие и слова доброго не умеют выговорить. В открытую дверь Прасковье Данилозне видны спины сидящих в обнимку деда и внуч ки, экран телевизора, иногда и речь доносится. — Дедуля, это моржи? Клыки-то какие страшные. Как они моржат своих клыками не задевают? Ведь даже убить можно. — Зверь он чувствует, как с клыками поворачиваться. Он зря зла не сделает. А уж дитяти своему... Мелькают на экране пальмы, темные тела в набедренных повязках, причудливые храмы. — Зачем умершей такую красоту? Дурак этот царь — ей же все равно не видно. — Да как же это ты? Ведь он любил ее. И умерла—забыть не мог. Хотел и могилу украсить. Тася молчит. Ей, конечно, не понять. И на отцову-то могилу раз в год свезут, если погода хорошая. С дедом и бабой Паней не отпустят: «Она нервная, с вами расстроится». Зато и она стала отвечать: «Вы мне нервную систему портите». А и правда — через каждую минуту: «ну где ты села», «ну как ты встала», и взяла не то, и положила не туда, и уроки не в свое время делает — со стороны невтерпеж. А она принукалась, не слышит, не слушает никого. — А это мы уже видели в прошлом году, но я люблю про животных. — А про людей, — спрашивает дед, — не нравится? — Про шпионов или смешное — очень! А уж любовь, война — скука. Ой, сейчас эту косулю разорвут — не могу. Деда, почему вот людей в кино убивают, и мне — ничего. А Мухтара, вообще собак и эту косуленьку — жалко-жалко. Я выключу?.. Прасковья Даниловна, держась за стол, села на табуретку. — Как это? Людей еще крепче надо жалеть, — и старик-то разволновался. — Человек это... разве животное так переживает, как человек? Животное — всяк за себя — выкормит маленького, научит самостоятельности и иди он на все четыре стороны, ни отец, ни мать не вспомянут, не побеспокоятся. А человек и обо внуках, и о правнуках, и о чужом заботится, ночью другой раз не уснет. И ум у человека, и руки... Как ты это говоришь — человека не жалко? — А собаки? Людей защищают, спасают, стада охраняют, преступников ловят. Вот Мух-тар... — А кто его добру научил? Люди хорошие. Другую собаку злыдень какой-нибудь приучит на каждого незнакомого кидаться — чем же она хорошая? Ладно дедок с ней разговаривает, ладно. — А дельфины? Никто их не учит, а умнее и добрее людей. 5 «Костер» № 11 33 |