Костёр 1972-11, страница 12

Костёр 1972-11, страница 12

— Я приехал вместе с тобой... — сказал Славка.

— Ничего не понимаю! — удивился отец.— А как же лагерь? Разрешение? Там искать тебя будут.

— Не будут.

Отец распахнул дверь, сказал:

— Заходи, раз приехал. Не убрано тут. Не успел... Да ладно уж... А в лагерь позвоню сейчас, сообщу, что ты уехал со мной...

Славка вошел в свою комнату, сел на стул и осмотрелся. На столе стояли стаканы, на тарелках были селедочные кости с окурками. С дивана не убрана постель. На обоях кто-то написал: «Николай, не падай духом. Друзья не бросят тебя в беде». Подписи Славка не разобрал.

Отец что-то уронил на кухне, разбил. Славка вышел из комнаты и лишь теперь заметил, какой беспорядок в коридоре. Отец сидел на кухне, расчистив угол стола, закусывал. На полу валялись осколки фарфора. Раковина была переполнена немытой посудой. Славка наклонился, стал собирать с пола мусор.

— Брось, Славик, — сказал отец. — Тут надо генеральную уборку делать. Завтра займемся. Садись, поешь. Проголодался, наверное.

— Я не хочу еще, — отказался Славка и взялся за ведро с мусором. — Я уберу немножко, пап. Некрасиво так...

— Ну, смотри. Я не могу, руки ни к чему не лежат.

Под вечер несколько раз звонил телефон. Отец снимал трубку, разговаривал. Он всем говорил, что приехал сын, неожиданно, из лагеря: от чего-то отказывался, но потом уступал, соглашался. Через некоторое время стали приходить люди, которых Славка раньше не видел или встречал редко, давно. Когда он выходил в коридор на звонки, отец отстранял его от двери.

— Иди в комнату. Когда понадобишься, позову. Почитай что-нибудь.

Славка закрылся, положил на стол книжку. Стал читать, но мешали громкие разговоры в другой комнате. Говорили о зарплате, о пьянках, о каких-то людях, одних ругали, других хвалили. Слава включил радио. Заглядевшись в окно, вспоминал сестренку, мать — именно их сейчас не хватало ему, а все, кто пришел сегодня, были чужие, лишние.

В комнате отца включили телевизор. По шуму Славка понял, что передавался футбольный матч. Ему захотелось посмотреть игру. Робко постучавшись в дверь, он вошел в комнату, где сидели две тетки и дядька. На полу стояли бутылки, стаканы и посеребренная ми

сочка, найденная Славкой на речке у бабушки. В эту посудинку все стряхивали пепел с сигарет.

— Заходи, мальчик, заходи, — пригласила его тетка с высокой прической. — Конфеты любишь?

— Это сын Николая? — спросила вторая гостья.

Дядька ответил: да, это Славка, сын Николая. Славка смотрел на футболистов, гонявших мяч. Ему казалось, что не игроки управляют мячом, а мяч сам носится по полю, забавляет команды, гордясь, что с ним не могут сладить.

— Несчастные, — расслышал Славка.

— Трудно им теперь будет без матери.

— Потише, — предупредил дядька.

Славка поднялся и ушел в свою комнату.

Лег на диван и заплакал. Он был обижен на отца. Зачем ему эти чужие люди? Никакие они ему не друзья. Только пьют да курят.

Проснулся Славка поздно. Комната была полна солнцем. На улице разгуливался жаркий день. Отец, тяжелый и задумчивый, сидел на кухне за столом, словно и не уходил с прошлого дня. Славка заглянул в соседнюю комнату — гостей как будто и не было.

В своей комнате Славка бритвой вырезал кусок обоев с надписью, оставленной «друзьями» отца, сделал уборку,"вымылся и вышел на кухню.

— Сходи в магазин, купи себе что-нибудь,— сказал отец.

— А где все? — спросил Славка, садясь за стол.

— На работу побежали. Люди занятые. Да! Вчера тебе звонили из лагеря... Какая-то девочка. Имя не назвала... Надо тебе возвращаться. Позавтракаешь — и на вокзал.

Славка промолчал. На кухне снова был беспорядок. Ему подумалось, что теперь так будет всегда. Пройдет день, снова вернутся гости. И вдруг он вспомнил, что отец ведь тоже должен быть на работе.

— Пап, а почему ты дома, не на работе? — спросил он.

Ему показалось, отец вздрогнул, склонился ниже к столу.

— Какой из меня теперь работник, — глухо ответил отец.—Начальник звонил вчера: «Или выходи, или увольняйся». В таком виде куда пойдешь? С вечера места не могу найти, а утром еще тяжелее.

У отца заблестели глаза. Славка встал и принялся очищать стол, чтобы не расплакаться самому.

— Немного погодя поеду... Деньги там получить надо и... уволюсь, —'сказал отец.

— А где потом будешь работать? — спросил Славка.

10