Костёр 1972-11, страница 25

Костёр 1972-11, страница 25

МИШЕНИ ХУДОЖНИКА БОРИСА ЕФИМОВА

«КОСТЕР». Расскажите, пожалуйста, как вы стали карикатуристом?

ХУДОЖНИК Рисовать я начал очень рано. А примерно в третьем — четвертом классе реального училища в моих рисунках проявился «сатирический уклон». Рисунки я делал для рукописного журнала. Его редактировал мой старший брат, ставший известным журналистом и писателем, — Михаил Кольцов. Прошло несколько лет, и в 1919 году мои работы появились в газете «Красная Армия». Но почву под ногами я почувствовал прочно, когда мои карикатуры стали печататься в «Правде», а затем — в газете «Известия», с которой я надолго связал свою судьбу. Вот и сейчас делаю очередную работу. Через два часа за ней пришлют курьера: газетное дело — срочное.

«КОСТЕР». Мы знаем, что вы не раз наносили чувствительные удары врагам советской страны. Случалось ли, что «герои» ваших рисунков возмущались, узнавая себя?

ХУДОЖНИК. ОднУ историю я запомнил особенно хорошо. Произошло это в 1926 году. Реакционное правительство буржуазной Литвы жестоко расправилось с четырьмя литовскими коммунистами. Я нарисовал сцену, на ней — премьер-министра Литвы Вольдемараса с окровавленными руками и текстом приговора. А в ложе поместил джентльмена, весьма похожего на английского премьера Остина Чемберлена. Джентльмен аплодировал палачу. И хотя ни имя, ни звание его на рисунке обозначены не были, Британия прислала советской России ноту протеста.

V-

Для меня это было высшей похвалой: значит, карикатура била в цель. А спустя некоторое время художники Кукрыниксы (так подписывают свои общие работы М. Куприянов, Н. Соколов и П. Крылов) сделали дружеский шарж уже на меня: нарисовали скачущим на игрушечном коньке, у которого голова — чем-берленья. Поэт-сатирик А. Архангельский сочинил подпись:

«Когда художник молодой Займется верховой ездой, Он разъезжает по арене На иноходце Чемберлене...»

«КОСТЕР» Вы не только рисуете, но и пишете книги. «Я хочу рассказать», «40 лет», альбомы с вашим текстом и рисунками всем известны. Будет ли продолжена эта работа?

ХУДОЖНИК. Мне уже за семьдесят. Это пора воспоминаний. В жизни пришлось встретиться со многими интересными людьми. Писателями, художниками, актерами, учеными, политическими деятелями. А случались встречи и просто удивительные! Например, в 1929 году вместе с советскими летчиками, которые совершали перелет через столицы многих европейских стран на самолете «Крылья Советов», я попал в Рим, на прием к... фашистскому диктатору Муссолини. Внимательно разглядывал я главаря итальянских фашистов: тяжелый подбородок, огромная голова, похожая на бильярдный шар, маленькие глазки. Много раз потом мне пришлось рисовать фашистских главарей. Но Муссолини я «запомнил в лицо»...

«КОСТЕР». Вам не кажется, Борис Ефимович, что скоро не станет объектов сатиры? Отношения между странами улучшаются, меньше становится пережитков прошлого...

Встретились всемирно известные художники-карикатуристы: Херлуф Бидструп из Дании, наш Борис Ефимов и Жан Эффель из Франции.

23