Костёр 1976-06, страница 34

Костёр 1976-06, страница 34

Ява — жемчужина Индонезии, Богор — жемчужина Явы. Голландцы называли его Бюй-тензорг — город без забот. Постоянно двадцать — двадцать два градуса выше нуля. С окружающих гор веет ласковой прохладой. По временам моросит мелкий дождик, но солнце не прячется, и дождик кажется радужным. Над Бого-ром вечно ослепительно-белые облака и вечно лазурное небо. Словно сама природа подсказывала создать в этом уголке земли величайший из садов мира. Все, что где-либо растет в тропиках, вы найдете и в Бо-горском ботаническом саду.

Не все, наверное, знают, что здесь, за морями-океанами, этот храм природы создавали и наши земляки: русские ученые Миклухо-Маклай, Краснов, Ясногородский, Бортников и другие. Их руками посажены тысячи редких деревьев и, как память о далекой Родине, аллея русских рябин.

Но, пожалуй, самой колоритной фигурой среди наших земляков, которые работали в ботаническом саду после Миклухо-Маклая, был натуралист-

любитель Василий Малыгин, крестьянин из подмосковной деревни Малыгино.

Чтобы попасть на Яву, он нанялся матросом на пассажирский пароход. По рекомендации Краснова его зачислили научным сотрудником одной лаборатории.

Малыгин начал писать большой научный труд о тропической флоре. Но планы его неожиданно изменились.

Он узнал, что голландцы задумали нападение на остров Ломбок. Этот маленький островок был самым героическим из всех островов Малайского архипелага. И до 1895 года сохранял свою независимость.

Малыгин решил помочь лом-бокцам. О том, как он там появился, индонезийцы еще и сейчас рассказывают с восхищением.

Среди работавших в Богор-ском ботаническом саду яванцев были люди с Ломбока. Когда-то их взяли в плен и держали на положении рабов. Устроив им побег из Богора, Малыгин отправил с ними письмо ломбокскому радже. Написал, что если к острову

РУССКИЕ РЯБИНЫ

Александр ИВАНЧЕНКО Рисунки К. Претро

<