Костёр 1977-01, страница 28

Костёр 1977-01, страница 28

они поставлены в зеркальный футляр, отражающий свет, а футляр покоится на специальном виброзащитном фундаменте, не связанном со зданием.

Государственным эталоном килограмма метрологи пользуются очень и очень редко,

примерно раз в 10 лет: любое прикосновение к нему отделяет невидимую частицу гири, изменяет ее массу.

Для сличений, поверок берут так называемый свидетель эталона; с ним сравнивают рабочие эталоны; с рабочими— образцовые, и так — до торговой гири. Вниз по лестнице точности... Кстати, торговой килограммовой гире разрешено уже «ошибаться» на 600 миллиграммов!

В другой лаборатории института занимаются созданием эталонов, которые воспроизводят и измеряют пустоту — вакуум. С вакуумом каждый из нас знаком. Лампочка не

большой силы света — из нее почти полностью выкачан воздух. Но вот насколько сильно разрежен воздух в лампочке? На этот вопрос, наверно, ответит далеко не каждый из вас.

Давление воздуха в лампочке— всего тысячная доля миллиметра ртутного столба. Сравните, насколько это меньше нормального атмосферного давления в 760 миллиметров. Однако на предприятиях электротехнической промышленности получают такой вакуум без особых трудностей. А ученые-метрологи озабочены тем, как добиться космического вакуума — почти полной пустоты. Ведь именно она нужна, например, физикам-ядерщикам, «разыгрывающим в ускорителях баталии» между элементарными частицами. Но как получить такой вакуум? Как проверить, достигнут он или нет? На вакуумный насос можно рассчитывать лишь до тех пор, пока молекулы воздуха в сосуде, как говорится, кишмя кишат.

Наступает такой момент, когда насос уже не улавливает или почти не улавливает эти молекулы: ведь это только кажется, будто воздушная среда податлива, текуча; молекулы воздуха, когда их немного, прилипают к стенкам сосуда и никакими силами их не оторвать. Тогда начинают прогревать емкость: «выпаривают» молекулы.

...В одной из комнат лаборатории измерений вакуума находится огромная, едва не до потолка колонна. Равномерно постукивает вакуумный насос, горят зеленые лампочки индикаторов.

Внутри печи внушительных размеров стеклянная труба, в которой при температуре около плюс 450 градусов Цельсия— вакуум. Но еще не та

кой, какой нужен ученым, не сверхвысокий.

На трубе сделаны специальные карманы-ловушки, в которые заливается жидкий азот. Температура его — минус

269 градусов, и молекулы, ударяясь об охлажденную поверхность, прилипают к ней, как мухи к липучке. Так ученые получают сверхвысокий вакуум.

Эталоны... Что из того, спросите вы, что метрологи достигли ' почти идеальной точности измерений? Какой прок был бы от их достижений, если бы этой точностью не могли воспользоваться на заводах, на фабриках, в научных лабораториях? Вот почему именно метрологи разрабатывают и создают приборы, установки, аппаратуру для передачи этой точности ученым и производственникам.

Со ступеньки на ступеньку, вниз по лестнице точности, идеальные метр, килограмм, ампер и множество других единиц расходятся по всей стране.

В. лысов

Рисунки Б. Петрушанского