Костёр 1977-01, страница 50

Костёр 1977-01, страница 50

вагоны, узкоколейная дорога ведет прямо в глубь Кордильер, и все путешествие туда и обратно занимает всего одни сутки.

Мы отправились из Куско рано утром. Вначале дорога шла по. равнине, затем круто поднялась вверх. Припав к окнам, мы внимательно рассматриваем местность. Часто попадаются какие-то руины — все остатки древних селений. Узкие долины, которые мы проезжаем, — приют буйной тропической растительности, по дну каждой течет ручей. По мере подъема растительность становится все беднее, долины — все более узкими, ручьи все более быстрыми. Наконец наш мотопоезд достиг долины Урубамба. Здесь заканчивается «железнодорожная» часть путешествия. Туристов уже ждет маленький допотопный автобус, и на нем, после долгого блуждания по горам и бесконечных подъемов, мы достигаем Мачупикчу.

Существуют различные версии, кто и когда построил город. Раньше считали, что город основали сами инки. Отступая под натиском испанских завоевателей, они ушли глубоко в горы и там на недоступной вершине воздвигли свою последнюю столицу. Теперь большинство ученых склоняется к мысли о том, что город был основан еще предшественниками инков и был крепостью, защищавшей страну от воинственных восточных племен.

Так или иначе, по счастливой случайности, испанцы не сумели обнаружить его, и только полный распад империи инков (император ее Атауальпа был коварно убит испанцами, армия полностью уничтожена и рассеяна, города разграблены) привел к гибели города. Жители постепенно покинули его, и владельцами огромных строений и дорог из камня стали кондоры и горные верблюды — ламы. Это случилось четыре столетия тому назад.

Мачупикчу погрузился в сон. Тростниковые крыши домов сгнили и рухнули, деревянные постройки были уничтожены дождями и плесенью. И только каменные, на совесть сработанные стены многочисленных домов до сих пор стоят, вызывая удивление туристов.

Мы бродили между ними и пытались представить себе жизнь этого старого города. Сохранность зданий и дорог во многом помогает. Вот скромные дома простых горожан, вот дом побольше и побогаче — вероятно, дом какого-нибудь аристократа или, может быть, купца. (Вот жертвенники, около них приносили

в дар богам еду и драгоценности, а в самые тяжелые годы бедствий и неурожаев — и человеческие жертвы). Вот солнечные часы — инки знали календарь и умели считать время. По углам города стоят не тронутые временем сторожевые башни —с них хорошо видны окрестные долины, ни один враг не мог подойти к городу незамеченным. Все склоны гор покрыты каменными подпорными стенками — они держали принесенную снизу из долин корзинами землю. Здесь были поля, некоторые жители города выращивали маис — род нашей европейской кукурузы.

Мимо этих полей-террас идут сохранившиеся до сих пор лестницы, а там, где кончается самая дальняя, находилось кладбище. Говорят, что среди находок, сделанных на нем, были даже мумии...

Молодые индейцы перед состязаниями по стрельбе

Высокогорный воздух прекрасен. Легко дышится. Светит холодное, но обжигающее кожу солнце. Заканчивая осмотр, мы подходим к обрыву. Здесь гора круто падает вниз. Под нашими ногами на глубине 1000 метров едва различимая вьется автомобильная дорога и, как маковые зернышки, лежат разбросанные вдоль нее дома нескольких деревень. В них живут потомки создателей Мачупикчу, индейцы кечуа и аймара.

Нас зовут. Уже работает мотор автобуса. Мы усаживаемся в машину и покидаем Мачупикчу— горную крепость инков, один из самых загадочных городов на Земле.

Перевод Е. МИЛАШКИНОИ