Костёр 1977-02, страница 56

Костёр 1977-02, страница 56

НОВОСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Хочешь ли прокатиться по БАМу? Пожалуй, об этом можно даже не спрашивать. Миллионы ребят об этом не только мечтают, но и выдали на-гора тысячи тонн металлолома — свои «Пионерские рельсы — БАМу». И следовательно, весь вопрос в том, что подобный вопрос задавать сегодня несвоевременно. Ведь строительство БАМа, или, как его называют в народе, «новостройки века», рассчитано не на одну пятилетку. Как же можно ехать по магистрали, если она еще не готова?

А если мы совершим свое путешествие заочно? Вы улыбаетесь? Думаете, что это будет неинтересно? Вы так думаете? Напрасно. Скорее всего вы даже не заметили, что наше путешествие уже началось. Да, да, началось, хотя перестука колес не слышно.

ПОЧЕМУ

НЕ СТУЧАТ КОЛЕСА?

(отвечает Юрий Андреевич •ЛИМАНОВ, профессор Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта).

— Потому, что рельсы на Байкало-Амурской магистрали бесстыковые, сделаны из особого эластичного металла. Длина каждой рельсины почти километр. И шпалы под ними не деревянные, а бетонные. Насыпь из щебенки тоже необычная. Щебенка в ней склеена

52

специальным клеем. Мало этого, бамовск'ий поезд не будет стучать ни на стрелках, ни в тоннелях, ни на мостах. Там рельсы уложены на резиновые прокладки.

Не правда ли, отлично ехать по такой бесшумной дороге? А поезд летит все быстрей и быстрей. И все быстрей и быстрей мелькают по обочинам пути столбики. Впрочем, что это еще за столбики? Ведь мы не на шоссе. Давайте остановимся и узнаем.

ЭТО НЕ СТОЛБИКИ, А ХОЛОДИЛЬНИКИ

(уточняет Степан Иванович ГАПЕЕВ, главный специалист института «Ленгипротранс»).

— А стоят они вот по какой причине. Во многих местах магистраль проходит прямо через неосушенные топи. Чтобы их осушить, мелиораторам потребовалось бы немалое время. Поэтому было принято решение — не осушать, а замораживать. Мощные холодильники могут надежно обеспечить незыблемость трассы.

Источникам охлаждения насыпи не нужны ни электроэнергия, ни привычные компрессоры, ни какие-либо другие механизмы. Они будут стоять хоть сто лет и не попросят ухода или ремонта. По своему устройству новый морозильник — это металлическая труба, которую наполня

ют керосином и наглухо завинчивают. Потом наполовину погружают в грунт. С наступлением холодов она приступает к работе. Верхняя ее часть открыта всем ветрам и стужам, поэтому быстро остывает. Охлажденный керосин опускается вниз, вытесняя вверх более теплую жидкость. Но и эти запасы тепла быстро теряются. Охлаждаясь все сильней и сильней, они тоже стремятся вниз. Такая циркуляция керосина продолжается до тех пор, пока зимняя стужа не переселится целиком под землю и не останется там навечно.

А теперь снова в дорогу. И опять за окнами вагона картина необычная и удивительная. Глухая тайга вдоль железнодорожного полотна вдруг расступается, и мы видим сады, огороды, уходящие к горизонту поля с колосящимися хлебами. Но разве в этих краях, где зимой гуляют знаменитые сибирские морозы, могут расти хлеба, овощи, фрукты?

МОГУТ и должны

(говорит селекционер Всесоюзного института растениеводства Мария Александровна ВАВИЛОВА).

— Каждое растение здесь — истинный клад. Взять хотя бы черную смородину. В любом уголке земного шара для того, чтобы созреть, ей нужно более ста дней. А на БАМе она поспевает за восемьдесят! А овес — он еще на неделю раньше. То же самое можно сказать о капусте, репе, свекле, укропе. А картофель? Его тоже тренировали в условиях Севера. И вот теперь самые жизнестойкие и самые скороспелые сорта поселились на БАМе. Среди новоселов БАМа вы можете увидеть и яблони. Интересная подробность: даже самые закаленные из них и самые тренированные все равно боятся лютых морозов. Так как же