Костёр 1977-09, страница 19

Костёр 1977-09, страница 19

„Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ..."

Член Революционного комитета в Октябрьские дни 1917 года, председатель Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией (ВЧК), Народный комиссар внутренних дел... Как бы ни был загружен работой Феликс Эдмундович Дзержинский, он всегда находил время подумать о детях. Даже до революции, даже в ссылках. Вот несколько отрывков из писем и приказов «железного наркома», 100-летие со дня рождения которого отмечает в эти дни вся страна.

«Я знаю семью, — а таких тысячи, — в которой и отец и мать работают на табачной фабрике здесь, в Нолинске, с 6 часов утра до 8 часов вечера. Что могут получить дети от семьи, поставленной в такие условия? Питаются они плохо, надзора за ними нет; а как только подрастут, они нередко должны взяться за работу раньше, чем за букварь, чтобы прокормить самих себя».

Из письма, написанного в ссылке 17 ноября 1898 года

«Я встречал в жизни детей, маленьких, слабеньких детей с глазами и речью людей старых, — о, это ужасно! Нужда, отсутствие семейной теплоты, отсутствие матери, воспитание только на улице... превращают этих детей в мучеников... Я страстно люблю детей... Ведь дети — это будущее!»

Из письма, написанного в Седлецкой тюрьме 21 октября 1901 года

«Не знаю, почему я люблю детей так, как никого другого... Когда встречаюсь с ними, то сразу исчезает мое плохое настроение... И я думаю, что собственных детей я не смог бы любить больше, чем несобственных».

Из письма, написанного в эмиграции.

Женева, 6 октября 1902 года

«...Когда я вернусь, мы пойдем и на еще более высокую гору, высоко-высоко, туда, где тучи ходят, где белая шапка снега покрывает верхушку горы, где орлы вьют свои гнезда. И оттуда будем смотреть вниз, на озера и луга, деревни и города, зеленые рощи и бурые голые скалы, и вся жизнь будет перед нашими глазами. Я буду рассказывать тебе о своей жизни, где я был и что видел, как радовался и горевал и как люблю тебя, сынок мой, и мы будем говорить о тебе, — что

ты любишь и кого ты любишь, кем ты будешь...»

Из письма сыну Яну, 6 июня 1916 года.

Московская губернская тюрьма

«Я хочу бросить некоторую часть моих личных сил и, главное, сил ВЧК на борьбу с детской беспризорностью. Я пришел к этому выводу, исходя из двух соображений. Во-первых,— это настоящее бедствие... Ведь когда смотришь на детей, так не можешь не думать — все для них. Плоды революции не нам, а им. А между тем сколько их искалечено борьбой и нуждой.

Тут надо прямо-таки броситься на помощь, как если бы мы видели утопающих детей. Одному Наркомпросу справиться не под силу. Нужна широкая помощь всей советской общественности. Нужно создать при ВЦИК широкую комиссию».

Из докладной записки, декабрь 1920 года

«...Сейчас пришло время, когда, вздохнув легче на внешних фронтах, Советская власть может... обратить свое внимание в первую очередь на заботу о детях, этой будущей нашей опоре коммунистического

строя».

Из приказа № 23 Всероссийской Чрезвычайной комиссии от 27 января 1921 года

«Дети — будущее страны, и чем внимательнее мы будем к ним относиться, чем больше мы приложим усилий для сбережения их, тем сильнее телой и духом выйдет подрастающее нам на смену поколение, тем скорее оно станет на ноги и тем быстрее пойдет духовное и хозяйственное развитие страны».

Из выступления в 1921 году

17

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. 1977 ужасные события

Близкие к этой страницы