Костёр 1977-09, страница 59

Костёр 1977-09, страница 59

Как это понимать? Очень просто. Ты встаешь за телевизионный экран. На экран передается изображение предметов, которые позади тебя. Иллюзия невидимости будет полная.

Итак, мы убедились: любое чудо, если оно не противоречит законам природы, вполне возможно. Об одном из таких чудес, имеющих прямое отношение к загадке невидимки, стоит поговорить особо.

НЕВИДИМКА НАОБОРОТ

Недавно в одном из научных журналов была напечатана статья, где сообщалось следующее:

«...Несколько десятков солидных ученых и инженеров играли игрушечным поездом... Они могли видеть игрушечный поезд и игрушечного кондуктора прямо на столе такими же, как в жизни... В действительности никакого поезда не было. Изображения игрушек были воспроизведены с помощью аппаратуры, на первый взгляд кажущейся простой, хотя в действительности она относится к наиболее сложным разработкам современной науки».

Речь идет об одном из самых замечательных открытий нашего времени — голографии*. Она обладает способностью творить чудеса, прямо противоположные тем, которые проделал герой Уэллса. Гриффин умел превращать реально существующие, видимые предметы в невидимые. Голография же, наоборот, делает видимым, неотличимым от реального то, чего на самом деле в этом месте не существует.

Как это достигается?

Обычная фотографическая пластинка — голограмма — по своему виду напоминает засвеченный негатив, где содержится скрытое изображение какого-либо предмета. Чтобы ее проявить, пластинку нужно осветить особым светом. Голо-графическое изображение предмета чем-то напоминает его отображение в зеркале. То же ощущение объемности и подлинности.

*Слово голография означает — полная запись.

Вот два примера.

Недавно в одном из павильонов Выставки достижений народного хозяйства СССР демонстрировалась голографи-ческая картина, изображающая драгоценные камни. Вечером, перед закрытием выставки к дежурному экскурсоводу подошла одна из сотрудниц и посоветовала ему «на всякий случай спрятать алмазы в сейф».

А на голограмме, где воспроизводится большой золотой ковш, усыпанный драгоценным жемчугом, можно не просто увидеть эту реликвию Оружейной палаты Московского Кремля, но и даже любоваться игрой солнечных бликов на его поверхности.

Хочется сказать еще об одной особенности голографии. Если пластинка-голограмма разобьется, каждый ее осколок сохраняет полное изображение предмета. Это свойство делает ее незаменимой при хранении всевозможных сведений и особенно важно для устройств памяти электронно-вычислительных машин. На пластинку размером с почтовую марку можно записать архив большого завода и даже целую библиотеку.

Правда, изготовление голограмм еще сопряжено с большими трудностями. Но со временем они появятся в каждом доме. Это будут изображения произведений искусства — живописи и скульптуры, портреты близких людей. На площадях и в скверах встанут голографи-ческие памятники. За окнами

вашего дома, даже если вы живете далеко от моря, засинеют волны, взлетят чайки, появятся корабли. Для создания морского пейзажа достаточно будет вместо оконных стекол вставить голограмму.

Очень важна для людей помощь голографии в выполнении сложнейших исследований и труднейших работ. Сегодня при ее помощи можно изучить быстрое движение струи жидкости, наблюдать за крохотным летящим насекомым, проверить надежность электросварки.

В будущем голография позволит инженеру заглянуть в работающий механизм, а вра-чу-терапевту наблюдать сердце живого человека. Завтра голо-графическое кино и телевидение позволят зрителю присутствовать там, где происходит действие фильма: на морском дне и в космосе, в пустыне и тропиках.

Впрочем, почему завтра?

Первый голографический кинофильм уже сделан! И хотя он идет всего лишь тридцать секунд, зрители, которые присутствовали на просмотре, были буквально поражены увиденным.

— Это фантастично, — сказал после просмотра кинорежиссер Андрей Михалков-Кончаловский.

Ученые и инженеры уже работают над созданием первого голографического кинотеатра. Послушаем, что говорит о нем известный советский специалист профессор В. Комар:

«...Обычный .зал с рядами кресел и большим экраном. Правда, экран будет не совсем обычный, а почти прозрачный. Как только будет включена проекция, экран как бы исчезнет. Зритель увидит изображения необычайной достоверности».

История голографии еще только начинается и с первых своих шагов поражает наше воображение. И сам Гриффин, которого Уэллс называл выдающимся физиком, «равного которому еще не видел свет», даже не мог предположить, что невидимка-наоборот — явление более удивительное, чем, собственно, сам невидимка.