Костёр 1977-10, страница 39

Костёр 1977-10, страница 39

В отличие от ухтинской легкой нефти ярегская нефть — тяжелая. По вязкости она превосходит все другие сорта. Из нее получают смазку, выдерживающую лютый мороз и адскую жару. Из нее готовят самый лучший асфальт и лаковый битум — ценнейшее сырье для лакокрасочной промышленности.

Здесь, в Яреге, я впервые увидел северную нефть. Здесь услышал о том, что давним сторонником этого необычного — шахтного способа извлечения нефти в тех случаях, когда ее по-иному не добыть, был Андрей Яковлевич Креме.

Чтобы извлечь тяжелую густую жидкость из пластов, туда закачивают под давлением пар. Потом она стекает по лоткам в сборники, а оттуда насосом качается вверх, в специальное хранилище.

...Мы закрываем за собой дверь квартиры № 22 с табличкой: «Кабинет геологии нефти и газа Коми АССР». Ниже этажом, в квартире № 21, живет Креме.

— Мне ближе всех в Ухте до работы — ровно пятнадцать секунд.

На улице Студенческой — благодать. Жару сдуло северным ветерком, можно дышать и разговаривать.

Мы идем к Дому пионеров и останавливаемся у мемориальной доски, где среди имен погибших во время Великой Отечественной войны бывших ухтинских пионеров есть имя и Левы Кремса.

Сыну геолога было девятнадцать, когда в сорок втором он погиб в воздушном бою под Ленинградом.

Мы стоим у мемориальной доски, и я думаю о том, как надо жить, чтобы было что ответить на главный, по мнению профессора, вопрос: «Что ты сделал в своей жизни?»

Андрей Яковлевич Креме, как и его сын, ответил на этот вопрос всей своей жизнью.

Теперь, когда я прилетаю в Ухту, я непременно иду на улицу Кремса, тихую и зеленую. И слышу «го низкий голос: «Познавайте, молодые люди, познавайте!..»

щеоочка, хочешь сниматься sкино?

ПОВЕСТЬ

Юрий ЯКОВЛЕВ Рисунки К. Швеца

На другой день Инга не пришла на съемку. И тут произошел настоящий скандал. Режиссер кричал на второго режиссера:

— Где Инга?

Второй режиссер спрашивал у ассистента:

— Почему нет Инги?

Ассистент побежал к директору картины:

— Найти Ингу!

Осветительная аппаратура была приведена в боевую готовность. Рабочие стояли на местах. Оператор со своими помощниками выкатил тяжелую кинокамеру «Дружба», как орудие на прямую наводку. Артисты нервно курили в стороне, ожидая начала съемки.

А маленькой героини фильма не было. Поехали к ней домой. Дома Инги не оказалось.

Поехали в школу. Не приходила она на уроки.

Позвонили в милицию, дежурному по городу. Никаких происшествий с девочкой отмечено не было.

Окончание. См. «Костер» №№ 8—9, 1977 г.

Зв