Костёр 1977-12, страница 35

Костёр 1977-12, страница 35

колесами «ЗИЛа», то справа, то слева появляются огни Кировска и с каждой минутой становятся все ярче. Очень похоже на ночную посадку в аэропорту. И точно так же от перепада давления закладывает уши.

А утром я снова поехал в горы. На этот раз с инженером Игорем Поповым, начальником службы дозора и лавинных предупреждений. Мы долго колесили по рудникам и карьерам, где добывают апатитовую руду, часто останавливались, и тогда Игорь выходил из машины, подолгу осматривал в бинокль крутые склоны.

— У нас там снегомерные рейки установили и разные приборы, — объяснил он. — С их помощью мы узнаем, когда снега накопилось столько, что можно ожидать лавину.

Узнаю, что места, где накапливается снег, называются ла-виносбросами. И поневоле задумываюсь над тем, что же такое в сущности обыкновенная снежинка! Всего-то одна сотая грамма... Но из граммов рождаются десятки тонн, и в конце концов наступает критический

момент, когда всего лишнии сантиметр выпавшего снега, обычная пара лыж или просто громкий звук нарушает равновесие...

Ни одно даже самое крепкое здание не сможет выдержать удар лавины. В одном из горных районов Перу «белая смерть» за семь минут снесла несколько селений и погубила четыре тысячи человек. А для того, чтобы разнести на куски здания поселка медного рудника в Колумбии, лавине потребовалось всего тридцать секунд.

Однако для жителей Кировска катастрофа тридцать пятого года была последней, хотя характер Хибин, конечно, с того времени не стал более миролюбивым. До двухсот лавин ежегодно срывается в этом районе. И лавин далеко не слабеньких.

Работники противолавинной службы — вот кто не позволяет «белой смерти» разбойничать безнаказанно.

— Мы знаем, где самые опасные места, и строим здесь специальные защитные сооружения. Например, такие, как этот забор.

Не вижу никакого забора. Вижу дома, отделенные от подножия семиметровой бетонной стеной, протянувшейся почти на полкилометра.

— Это и есть противолавин-ный забор, — смеется мой спутник. — Через несколько минут приедем к Саамскому карьеру и вы сами убедитесь, что не случайно пришлось воздвигнуть это основательное сооружение на пути лавин.

Приехали. Под горой высится непонятного назначения ферма из стальных конструкций на железобетонном фундаменте. Очень похоже на опору высоковольтной линии, только еще массивнее.

—_ Уникальная установка для измерения силы удара лавины. Тридцать лавин выдержала. Приборы, закрепленные на установке, -зачастую показывали силу удара, равную ста десяти тоннам на квадратный метр. Примерно с такой силой бьет в стену дота тяжелый снаряд, если стрелять прямой наводкой.

Да, лавина — противник, действительно, серьезный. Но апатит нужен нашим совхозам и колхозам. От него урожай зависит. Только в десятой пятилетке его необходимо добыть целых 50 миллионов тонн. Такие социалистические обязательства приняли горняки Кировска. А лавина может сорвать работу, заставить простаивать огромные экскаваторы и самосвалы, остановить движение поездов на железнодорожной ветке.

— Не нравится мне эта горка, — говорит Игорь Попов, пряча бинокль в футляр. — Очень не нравится.

А на мой взгляд, ничего особенного, гора как гора и снегу на ней ничуть не больше, чем на соседних. Но Игорю виднее, на то он и лавинщик.

ВЫСТРЕЛ

Быстро возвращаемся в город, и вскоре по телефону несется сигнал: «Внимание — лавинная опасность!»

30