Костёр 1980-01, страница 17

Костёр 1980-01, страница 17

расстрела. Потеряла счет времени и не знала, что там, за колючей проволокой, уже май 45-го, и что канонада, которая приближается к лагерю, — это последние залпы войны. И наконец настал день, когда к лагерю одновременно с востока и с запада подошли советские и американские войска.

Так кончилось детство.

Дальше уже была жизнь взрослого человека. Доучилась в школе, работала на заводе, закончила университет, стала работать учительницей. Сколько себя помнит, с детства писала стихи и сочиняла сказки. Поэтому нет

ничего удивительного, что в 1956 году у моло-

# •

дой учительницы вышла первая маленькая книжка «Загадки», в стихах. После школы долго работала на радио — писала радиопьесы (теперь ей кажется, что написала их не менее ста!).

Потом были новые книги, а в 1971 году Барбара Левандовская, известная польская писательница и журналистка, была назначена главным редактором журнала «Мись».

...Белой июньской ночью прошлого года мы стояли с ней на берегу Невы. В тусклой обманчивой воде отражалось желтое небо. Кончился час разводки мостов — их черные решетчатые фермы медленно опускались.

— Так рушились мосты над Вислой... — тихо сказала Барбара. |Ж

Трудное военное детство не хочет отпускать писательницу. Вот почему она пишет для тех, кто больше всего нуждается в мире и счастий!" Она пишет для детей.

тил внимание на хрупкую девочку: пленные сдавали оружие — солдаты клали на мостовую винтовки, офицеры — пистолеты, девочка положила на камни сумку с красным крестом...

Ее звали Барбарой — Басей. Родилась в Варшаве и училась всего лишь в 4-м классе, когда [разразилась война. Отец-солдат был ранен, взят в плен и погиб в концлагере в Освенциме. Мать осталась с тремя детьми на руках. Было голодно, зимой не хватало угля и дров, ^е вещи из дома унесли на базар.

Третий день горело Старе-Място — черный удушливый дым полз от берега Вислы по узким улочкам Старого города, через Замковую площадь, по Краковскому предместью. Следом ползли цепи одетых в грязно-зеленые мундиры фашистских солдат. Впереди них, то пропадая в дыму, то поднимая над ним квадратные башни, шли танки.

Варшава погибала — в захваченных районах фашисты уже начинали взрывать все дома

подряд. Когда разоружали одну из групп восставших варшавян, фашистский офицер обра-

Когда вспыхнуло восстание, Бася, не колеблясь, ушла в боевой отряд. В промежутках между боями ее посылали в разведку. Потайными ходами, через разрушенные дома и знакомые с детства дворы уходила за линию фронта, чтобы разузнать, где в городе фашисты, а где повстанцы еще продолжают сопротивление.

Восстание было жестоко подавлено. Девочку вместе с другими пленными увезли в Германию, в концлагерь. Восемь месяцев она голодала там, болела, каждый день ждала

i