Костёр 1980-01, страница 40

Костёр 1980-01, страница 40

«Я ведь не оживил их своим дыханием... а все говорят, что они словно живые!» — удивлялся Огюст.

Конечно же, он не знал о другом своем дыхании, которое называется талант...

* * *

Прошли годы, крестьянский мальчуган превратился в неразговорчивого, мощного сложения человека, с руками, привыкшими мять глину, держать резец, отливать статуи, — в скульптора Огюста Родена. Он уже известен, о нем говорят, пишут как о человеке, открывшем новый путь в искусстве скульптуры.

До Родена мастера подражали древним образцам — греческим и римским. Позы статуй должны были быть величественно спокойными, черты лица — совершенно правильными. Нельзя было допускать резких поворотов и жестов. Критике подвергались даже малейшая царапина, любая шероховатость материала. Все это полностью отверг Огюст Роден. Он лепил из глины, высекал из мрамора не богов и героев, а живых людей, своих современников, никого не приукрашивая, с характерными для каждого особенностями. Здесь и немощные старики, и худые, изможденные люди с морщинистыми лицами, с жилистыми натруженными руками. Великих людей изображал он такими, какими они и были,

правдиво. Он умел придавать мрамору почти

%

полное сходство с человеческим телом. Вглядитесь внимательней в его творения из мрамора, и вы убедитесь в этом.

Настоящую славу принесла Родену скульптурная группа «Граждане Кале». В ней изображены

семь почетных граждан французского города Кале, отдавших себя в руки завоевателей-англи-чан, чтобы спасти измученный долгой осадой

город.

Вот старик с опущенной головой, он спокойно идет на казнь ради спасения жизни своих детей и внуков. Вот человек с ключом от города — сколько достоинства, презрения к врагу в его гордо поднятой голове. А вот молодой, полный сил человек. Он отвернулся, не может смотреть на место казни. Он добровольно пошел на смерть, но, может быть, в последнюю минуту

пожалел о своем решении, ведь он так молод...

★ * *

На углу парижских бульваров Распай и Мон-парнас стоит памятник великому французскому писателю Оноре Бальзаку... Это не парадный памятник. Писатель изображен в мятом домашнем халате, грузный, некрасивый, с отекшим лицом, растрепанными волосами. И здесь скульптор решительно отказался от приукрашивания. «Я хочу, чтобы все увидели не бездушную куклу в лавровом венке, а писателя-труженика!»

По описаниям современников Роден подробно изучал образ жизни Бальзака, его привычки, особенности его работы.

Бальзак работал по ночам. Он надевал халат, зажигал в своем кабинете свечи, плотно, чтобы ни один звук не доносился с улицы, закрывал окна и работал, работал до самого утра. И только когда солнце проникало за шторы, писатель вставал из-за стола.

«Это именно то, что мне нужно!» — решил Роден,..

37