Костёр 1981-08, страница 28

Костёр 1981-08, страница 28

Дед Семен каждый год пригоняет оленье стадо на реку Коирки. Здесь у олених появляются маленькие оленята. Лучшего места для такого события во всей тундре не найти. По обоим берегам реки тянутся пологие горы, густо поросшие мхом-ягелем. Здесь ягель мягкий, и оленям не приходится уходить далеко в поисках корма. Кроме того, здесь земля раньше всего встречается с солнцем, и ловит самые первые его лучи, вбирая тепло. Потому-то и весенние проталины появляются сначала здесь.

А вокруг — густой лес. Для новорожденных оленят все равно что теплый, уютный чум. Им не страшны холодные ветры. Оленята быстро набирают силы, подрастают прямо на глазах. Им и сытно, и тепло. Дед Семен старательно заботится о них, и оттого, подрастая, оленята становятся крепкими, рослыми, быстроногими оленями. Дед Семен отбирает самых лучших оленей и обучает их для нартовой езды. Так и говорят — олени деда Семена.

Когда вожак в темную морозную ночь без устали идет по снежному бездорожью и не боится ни наледей, ни студеной воды, — для оленевода нет большей радости.

Олени деда Семена как раз такие. Ездить на них — радость, а радость всем людям нужна.

Вместе с дедом Семеном работает молодой оленевод Рево. До этого он водил автомашину ГАЗ-66. В прошлом году даже завоевал звание чемпиона среди шоферов своего района. Потом направили его к деду Семену, учиться на оленевода.

— Это хорошо, — сказал дед Семен, когда к нему пришел Рево. — Как тебя звать, сынок?

— Рево, а пишется Револий.

— А зачем машину-то бросил? — спросил дед.

— Комсомол направил меня сюда, абага.*

* Абага — дедушка.

24

— Ты хороший оленевод будешь, Рево.

— Почему? — спросил Рево.

— Закалка у тебя рабочая. Скажи-ка, ты любил свою машину?

— Конечно.

— Ну, значит, и оленей полюбишЬ, — сказал дед Семен. — Теперь у нас оленевод стал другим. Он и машины водит, и на тракторе работает, и радистом...

Прошел год. Прав был дед Семен. Рево привык к новой работе. И к оленям сильно привязался. С ним вместе работали Ноку, Пача, Кеша и Валя — отличные ребята, настоящие оленеводы. Недавно Кеша уехал на учебу, он хочет стать геологом. Но обещал обязательно вернуться сюда, поближе к своим оленям. Один Пача остался вместе с Рево при стаде. Валя сейчас в поселке, возит на тракторе сено для коров. Но весной вернется.

— Ох, абага, беда! — крикнул Рево, войдя в палатку.

— Что случилось? — спросил дед Семен.

— Волки!

— Где? Сколько их? — нахмурился дед.

— Одного видел. Большущий такой, — Рево развел руки в стороны. — И тощий.

— Что ты сделал?

— Я стал кричать. Ружья-то не было. А он ушел. Медленно так. Сперва посмотрел на меня, будто думал — напасть или уйти? А я все кричал и кричал, пока голос не сорвал.

— Значит, голодный, раз человеческого крика не боится. Выпей-ка чайку, да поедем.

Вот-вот должны были появиться на свет маленькие оленята. В это время волки особенно опасны для оленьего стада.