Костёр 1982-05, страница 25

Костёр 1982-05, страница 25

Я Хасаваку боялся, — объяснил старик. — Давно он не шаманит, а все, глядя на него, мне как-то не по себе. Пока его нет, покажу вам гору, только вы меня не выдавайте...

Тюенгою снился сон: загоняли они со Степой в ловушку мамонта, тыкали его хореями под бока. Мамонт, как послушная овечка, шел к яме-ловушке. Вот настил провалился, и громадина с невероятным грохотом полетела вниз.

Мальчик проснулся — это гремел гром, о палатку ударялись острые пики дождя.

Тюенгой приподнялся на локтях, осмотрелся: в палатке не было ни Степки, ни Сюнтки, ни собаки. Моторная лодка стояла на месте, и Тюенгой решил, что все ушли к стаду пешком. Одни ушли, не разбудили — ну и ладно! Тогда Тюенгой заведет мотор и умчится вниз по Юри-бею.

Река быстро бежала к Гыданской губе. По весне, после таянья снегов, туда идет искрящийся караван больших и маленьких льдин. Льдины выносит в губу, на них любят лежать тюлени.

Он захватил с собой ружье и удочки. Берега Юрибея заросли травой и мелкими приземистыми тальниками. Разбрелись по берегам карликовые березки. Вот она — заводь — воду крутит воронками. Не рыба ли, бегающая друг за дружкой, так сильно раскрутила воду? Вот будет тогда клев! Берег здесь крутой, изрезанный оврагами. После дождей случаются оползни. После прошедшего дождя под яр сползло много земли. Откуда-то принесло корягу, замыло песком и илом, придавило землей — один сук торчит. Тюенгой повернул лодку к этой коряге. Моторка сходу вылетела на берег. Тюенгой взял цепь* и спрыгнул на песок. Он хотел набросить ее на сучок коряги, подошел к ней и обомлел.

Не деревянная загогулина была перед ним, а настоящий бивень — грозное оружие мамонта.

Тюенгой от радости подбросил вверх кепку, не рассчитал — и ее ветром унесло в воду. Он даже не стал ее доставать — некогда. Принялся расшатывать бивень, и когда он оказался в руках, Тюенгой от волнения два раза сглотнул слюну и часто-часто задышал.

Да из такого экземпляра можно вырезать буровую вышку в натуральную величину! Маль-' чик даже улыбнулся от такой мысли. Ну ладно — пусть получится вышка меньше, но она обязательно получится.

Будет работы косторезам. Хасаваку поможет, Анагуричи, отец. Тюенгой им рисунок сделает — он возьмет за основу буровую вышку лучшего мастера Ямала Владимира Сергевича Щелку-нова, а для самого командира буровиков Тюенгой вырежет красивого оленя.

Какая тут рыбалка! Надо мчаться скорее домой. Не нужна теперь никакая Шаман-гора. Эх,. Степка, Степка, все лето вместе копали землю, и вот ты убежал, не предупредил Тюенгоя — пеняй на себя!

Смотри, что мне тундра подарила!

Тюенгой под музыку мотора пел песню. Он не сводил глаз с бивня, гладил его, словно перед ним лежало живое существо...

20

ПИОНЕРЫ ВОСЬМИДЕСЯТЫХ