Костёр 1982-10, страница 44

Костёр 1982-10, страница 44

о происхождении лесса, мелкого желтого порошка, похожего на пыль. Он был не согласен с учеными, которые думали, что лесс образуют пустыни и речные осадки. Обручев считал: лесс рождают ветры. Разрушая горные породы, они переносят легкую пыль на огромные расстояния. «Долина бесов» подтвердила мнение путешественника. Караван благополучно миновал опасное место. Но страшно подумать, что бы случилось, если бы в долине ветер дул чуть-чуть сильнее...

Пионеры написали Владимиру Афанасьевичу письмо. Поздравили его с 90-летием, рассказали о своем клубе юных путешественников, о проекте Ломоносова. И вскоре получили ответ.

«Я поддерживаю вашу идею собрать коллекцию», — писал академик.

— Получив такое письмо, —

продолжила рассказ Люда Го

рохова,

юные путешествен

ники стали собираться в свою первую экспедицию — на Кавказ. Ее научным консультантом был сын Обручева, Сергей Владимирович, член-корреспондент Академии наук СССР. На Кавказе пионеры должны были проверить результаты своего первого научного открытия. Вот в чем оно состояло.

Солнце освещает земной шар под разными углами. В тропиках лучи падают на землю перпендикулярно, на севере они скользят вдоль поверхности. Но мало кто замечал, что угол падения солнечных лучей в одном и том же районе неодинаков для равнин и для гор. Горы освещаются и нагреваются не так, как низменности. Сказывается и крутизна склона, и ориентация его на сторону света. Ведь восточный и южный

ф

склоны обычно залиты солнцем, тогда как северный или западный — в тени. Известно, что солнце '— могучий разруши

тель камня. Какой же напрашивается вывод? Разные склоны по-разному разрушаются!..

Ранним утром в тебердин-ском ущелье было сумрачно. Внизу клокотала стремительная река Теберда. Наверх вела узкая тропинка.

Вот, наконец, и вершина. Дориан Михайлович Романов, руководитель экспедиции, расставил пионеров по разным склонам. Выдал каждому термометр и ватерпас. Термометр — для измерения температуры, ватерпас — для определения крутизны склона.

— Делать измерения будете по взмаху флажка — в одно и то же время...

У вечернего костра юные путешественники сравнили полученные данные. Температура на склонах оказалась различной.

Сергей Владимирович Обручев внимательно изучил результаты экспедиции. Он отметил, что работа школьников достойна квалифицированных научных работников.

Дневник Коли Артамонова

Этот дневник хранится в кабинете географии. В нем рассказывается о беломорской экспедиции яснополянских пионеров, о том, как был найден образец свинцово-серебряной руды на Медвежьем острове, о котором писал в своем проекте Ломоносов.

«1 июля.

Утром мы приехали в Кандалакшу. На вокзале нас встретил директор Кандалакшского государственного заповедника. Он предложил нам отправиться в Порью губу — самый отдаленный и малоизученный район заповедника. Мы будем собирать на островах гагачий пух и подсчитывать количество птиц.

2 июля.

— Губа

это значит за

лив,

объяснил капитан, ког

да мы плыли на катере к По-рьей губе.

Дул легкий ветер, но было тепло и ясно. Слева мы увидели высокие лесистые горы, справа — синюю даль Белого моря.

Недалеко от катера вынырнул тюлень. Он удивленно посмотрел на нас, прислушался и поплыл за судном. Оказыва

ется, ему понравилась музыка, которую передавали по транзистору. Я никогда еще не встречал таких музыкальных тюленей!

Вот и показалась Порья губа. На берегу — дикие скалы, угрюмые ели и маленькие избушки. Но в избушках никого нет. Село заброшено. Кроме лесника, здесь никто не живет.

3 июля.

Вчера не успел записать еще одно...

Только мы высадились на берег, как Олег вспомнил:

— Ребята! А ведь в этих местах родился капитан Лоуш-кин!

Действительно, как мы могли об этом забыть? В нашей шко-

О

ле хранится старинный секстан, который Н'ам подарил штурман рыболовного траулера «Достоевский» Юрий Федорович Хмы-ров. На секстане выжжена надпись: «Кемскихъ Шкиперскихъ учебныхъ Курсовъ ученикъ 1862—1869 гг. и выпуска Гулль (Англия), 1881, м-цъ Ноябрь. Капитанъ бригантины «Дельта» Максимъ Осиповичъ Лоуш-кинъ. Архангельскъ. 1913 г. 22 февраля».

Целый год мы выясняли — кто такой капитан Лоушкин? Оказалось, Лоушкин был искусным мореходом и знатоком поморской старины. Он собирал древние рукописи и карты. А еще он был знаменитым рассказчиком. К нему даже писатели Шергин и Новиков-Прибой приходили, чтобы записать морские байки.

Дует сильный ветер. На острова плыть нельзя. Сидим на берегу и ждем у моря погоды.

4 июля.

Погода не улучшилась, и мы решили обследовать село. Вместе с нами пошел и дядя Ио-нас. Он рассказал:

— Лет пятьсот назад пришли сюда новгородцы и срубили первую избу. Стали жить, рыбу промышлять, морского зверя бить. Еще лодки большие строили — кочи. На кочах плавали к Новой Земле и Гру-манту. Далеко от Москвы жили, а добрались-таки до них опричники Ивана Грозного. За неуплату податей сожгли село

39