Костёр 1983-01, страница 42

Костёр 1983-01, страница 42

О жизни выдающегося атлета-силача — Якубы Чеховского: случае на полковом плацу, подарке кронштадтским героям, главном секрете силы и последнем подвиге Якубы рассказывает его,сын

Даниил Яковлевич Чеховской. Рассказ комментирует Алексей Михайлович Петров заслуженный мастер спорта СССР, рекордсмен мира по тяжелой атлетике

Насколько я себя помню, я никогда не болел и всегда делал по утрам зарядку. К зарядке приучил меня отец. Авторитет его был в семье непререкаем — все, что он требовал, было для нас законом. И поэтому в детстве моими игрушками были гантели и эспандер, а мечта... мечта была

одна — стать таким же сильным, как отец.

0 фантастической силе Якова Авраамовича современники слагали легенды. Толпы восторженных почитателей ходили за ним по пятам. А падкие до сенсаций газетчики порой не могли разобраться, где — быль, а где — небыль, что они придумали сами, а что действительно имело место1.

Я храню эти газетные вырезки, много лет собираю свиде

1 Так случилось, что долгие годы имя Якова Авраамовича Чеховского было незаслуженно забыто. И сегодняшние пионеры почти ничего о нем не знают. Но для нас, ветеранов спорта и представителей старшего поколения, это имя окружено особым ореолом. В первые и самые трудные годы Советской власти он был одним из организаторов нашего отечественного спорта, редактором единственного в стране спортивного издания — журнала «Атлет-борец», первым тренером и наставником многих молодых спортсменов, ставших потом чемпионами и рекордсменами.

тельства людей, близко знавших Якова Авраамовича, но рассказывать буду только о том, что видел своими глазами или слышал от него самого. И надеюсь, этого будет достаточно, чтобы не только удивить читателей «Костра», но и заставить их кое о чем задуматься.

В этом я вижу долг рассказчика и долг сына по отношению к своему отцу.

Родился Яков Чеховской в городе Гродно, в 1879 году, и еще будучи гимназистом выделялся среди своих сверстников феноменальными физическими данными. Товарищи его уважали. Юный силач всегда заступался за слабых, мог обратить в бегство компанию отпетых хулиганов, а на соревнованиях по перетягиванию каната один побеждал команду соседней гимназии.

Учился он хорошо, особенно увлекался историей и литературой. Мифы о героях Древней Греции и былины о русских богатырях не мог читать без волнения. И если ему говорили, что, может быть, все это выдумка и неправда, упрямо не соглашался: «Чему-чему, а этому верю. Были такие ребята, не могли не быть!»

Но вот гимназия окончена, а мечты об учебе в университете остаются мечтами — Чеховского забирают в армию. Но, как говорится, нет худа без добра: служить его направили в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, где физическая сила и мужество почитались превыше всего. Иных добродетелей гродненские гусары не признавали.

Так было во времена войны с Наполеоном, когда шеф гродненских гусар генерал Яков Петрович Кульнев — человек громадного роста и исключительной смелости, один обращал в бегство десятки врагов.

Так было и во время службы Якова Чеховского. Правда, это были мирные годы, и способ отличиться требовался другой. Молодой солдат нашел его без долгих раздумий: подняв на плечи лошадь вместе со всадником, он на глазах всего полка спокойно пронес их по широкому гарнизонному плацу. Такого гусары еще не видели!

А потом пришел день, и Чеховской стал знаменитым. И было это, по его словам, не-жданно-негаданно.

В город, где квартировал Гродненский полк, приехали

37